До сих пор нам пытаются внушить, что нацизм появился сам по себе,
что нацизм не имеет никакого отношения к западной либеральной демократии и в
современном мире невозможен. Но это не так. Нацизм возник, как порождение
западной либеральной демократии. У нацизма были конкретные учителя, и не только
опыт фашисткой Италии использовал Гитлер для создания своей расистской теории,
но, в первую очередь, опыт британского либерализма.
Германский канцлер Ф. Папен накануне прихода к власти Гитлера,
подчёркивал, что нацистское государство возникло, «пройдя до конца по пути
демократии». На отсутствие непроходимой пропасти между ними указывал философ К.
Хоркхаймер: «Тоталитарный режим есть не что иное, как его предшественник:
буржуазно-демократический порядок, вдруг потерявший свои украшения».
К аналогичному выводу пришёл Г. Маркузе: «Превращение либерального
государства в тоталитарное произошло в лоне одного и того же социального
порядка. Именно либерализм «вынул» из себя тоталитарное государство как своё
собственное воплощение на высшей ступени развития».
Одним из духовных предтеч нацизма признан английский писатель и
историк Томас Карлайль (1795 – 1881). Нет ни одной основной доктрины нацизма,
которой не было бы у Карлайля, - писал Anglo-German Review в 1938 году: «Сила –
это право», «Для свободного человека характерен не бунт, а подчинение».
Гармония, по Карлайлю, возможна лишь в том обществе, где
«…трудящийся требует от вождей промышленности: «Хозяин, нас нужно записать в
полки. Пусть наши общие интересы станут постоянными… Полковники промышленности,
надзиратели за работой, распоряжайтесь теми, кто стал солдатом!». Позже, в
гитлеровском варианте, подобное называлось «привлечением немецкого рабочего на
сторону национального дела». В Латвии это называется «будем едины для Латвии».
Самым близким – и не только по времени - нацисты считают Х.С.
Чемберлена. Его главный труд «Основы Х1Х века» главная нацистская газета
«Volkischer Beobachter» позже назвала библией нацистского движения. Книга А.
Розенберга «Миф ХХ века» - не только продолжение, но и переложение
чемберленовских «Основ».
Сочтя Англию уже недостаточно энергичной для несения «бремени
белого человека», Х.С. Чемберлен во время Первой мировой войны перебрался в
Германию. Её он счёл более перспективной для дальнейшего расширения господства
белой расы. При этом он продолжал утверждать, что обе страны «населяют два
германских народа, которые добились больше всех в мире».
По словам Р. Гесса, со смертью Х.С. Чемберлена в 1927 году,
«Германия потеряла одного из величайших своих мыслителей, борца за германское
дело», как написано на венке, возложенном от имени Движения штурмовиков. В
последний путь Х.С. Чемберлена провожали гитлеровские штурмовики, одетые в
униформу.
А.К. Честертон был не единственным, кто считал, что основы фашизма
лежат в самой британской национальной традиции, согласно которой «свобода – это
привилегия нации господ». Р. Нокс требовал исключить из числа европейских
народов кельтов и русских, поскольку «кельтская и русская нации, презирающие
труд и порядок, стоят на низшей ступени человеческого развития».
«Наша цель, - заявлял 23 мая 1939 года Гитлер, - расширение
пространства на Востоке. И это пространство на Востоке должно стать германской
Индией. Только у меня, подобно англичанам, хватит жесткости, чтобы добиться
цели», - провозглашал он. «Всё то, что мы хотим претворить в жизнь, уже давно
существует в Англии».
Многое нацисты постарались прямо позаимствовать из английского
образования и культуры. При этом они взяли за основу, прежде всего, воспитание
«расовой гордости и национальной энергии». В ходе этой перестройки Гитлер
заявлял: «Мне не нужны интеллектуалы. Знание только испортит молодёжь. Но
учиться повелевать им придётся непременно».
Совокупность идей латышской политической элиты – «латышская
Латвия». «Латышская Латвия» – это уродливое дитя либеральной демократии. Идея
«латышской Латвии» в своей основе держится на примате ксенофобии. Причем
ксенофобия накладывает свой весьма негативный отпечаток на экономическое
развитие государства. Латышские масс-медиа постоянно внушают своей аудитории
страх и опасение за судьбу страны из-за близости так называемой «российской
угрозы», русской общины, неграждан.
Радикальная политическая элита Латвии все чаще проповедует в своих
выступлениях неонацистские по духу идеи, направленные на принудительную
ассимиляцию инородцев, навязывание лживой истории, разжигание межнациональной
розни, за счет публичных оскорбительных высказываний в адрес русских и других
национальностей.
Печально, но неонацизм в Латвии возрождается, и нет никаких
гарантий, что Холокост не сможет повториться. Такой гарантией может быть только
законодательный запрет на любые проявления неонацизма в Латвии, и прежде всего,
так называемых памятных мероприятий бывших легионеров СС. Но разве правящая
политическая элита пойдет на это?
Нам нужна новая политическая элита с мировоззрением христианского
гуманизма и новая идеология возрождения Латвии.
В.А. Бухвалов,
Немає коментарів:
Дописати коментар