- Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної власності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підприємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здоров'я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об'єкти, визначені відповідно до закону як об'єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчуження. Спадщина, визнана судом відумерлою, переходить у власність територіальної громади за місцем відкриття спадщини. Стаття 60. Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні” -

вівторок, 11 липня 2017 р.

Актуально! Про отходы жизнедеятельности человека

Этот материал я написала пять лет назад. Думаю, что и сейчас он актуален.
Я внимательно изучила принятые недавно изменения к законодательству в сфере обращения с отходами. Так как я много лет работаю в этой области, то я вижу всю бесперспективность государственных программ и законодательных документов в этой области. Обращаюсь к Вам, может быть, Вы изыщете возможность использовать мои материалы и довести их до сведения тем, кто работает в этой сфере и пытается хоть как то улучшить ситуацию.

Начать с того, что в действительности те, кому выдаются лицензии на обращение с отходами, работают совершенно  бесконтрольно. Установки по переработке отходов очень сложно узаконить. Поэтому их очень мало. Тех, кто по настоящему, честно занимается переработкой отходов – единицы. А вот лицензии выдают многим. Что делают эти организации, получив лицензии, не имея фактически производственных площадей, технологий и оборудования для переработки отходов? Поверьте, таких организаций - очень много.
Все происходит очень просто. Сейчас это стало дороже и немного сложнее, но в любом случае выгоднее, чем работать честно. Итак, вначале создают предприятие, в уставе которого указана деятельность – обращение с отходами. Потом арендуют производственные помещения (желательно – складские). Затем готовят документы. Так как реконструкции никакой, то и документов практически никаких. Под эти документы получают лицензию.
Практически, получив лицензию, такая фирма работает не очень долго. Она заключает договора на прием отходов. Чаще всего – фиктивные. Потому что перерабатывать эти отходы просто негде. Если же отходы все же забирают, то их передают по договору такой же фирме, которая в свою очередь, следующей. В конечном итого, отходы оказываются на свалке (в лучшем случае) или в посадке. Так зачем создавать под эту пагубную деятельность законодательную базу, направленную против тех, у кого отходы образуются? Ведь в конечном итоге, они все равно оказываются не там, где надо? Но предприятия тратят (иногда довольно много) время и деньги на оформление документации, которая обществу совершенно не нужна и находятся на постоянном крючке для инспекций? Еще большое количество государственных служащих работают с этой документацией, обрабатывают. А результата нет и не будет при таком подходе. Будет коррупция и взяточничество.
Сейчас в области обращения с отходами работает Минэкологии и его структуры на местах. Более коррупционной структуры найти трудно. Они выдают лимиты на образование и размещение отходов предприятиям и организациям. Получить этот лимит без взяток невозможно. Согласно действующему законодательству, все юридические лица, осуществляющие хоть какую то деятельность, должны эти лимиты получать ежегодно. Сейчас, слава богу, опомнились, внесли изменения, теперь лимит будут выдавать на три года.
Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов регламентирован ПКМУ № 1218, изменения в который были внесены ПКМУ № 748 от 07.08.2013 г. Пункт 1 этого Постановления – утверждение и пересмотр лимитов на образование и размещение опасных отходов осуществляет Министерство экологии. Что это означает? Только то, что все юридические лица, которые каким то образом попадают в поле зрения любой контролирующей организации должны разработать и утвердить кучу никому не нужной документации.
Самые распространенные опасные отходы, которые образуются практически у каждого – это энергосберегающие лампы (которые чаще всего содержат ртуть) – 1 класс опасности. Если на балансе предприятия (организации) имеется транспорт, то у них уже образуются такие опасные отходы, как аккумуляторы и отработанные масла.   Из этого следует, что под действие этого постановления попадают практически все – и больницы, и школы и детские сады. Это те организации, которые наиболее уязвимы и в связи с плохим финансированием, всегда будут на крючке. Итак, практически все юридические лица обязаны предпринять какие – либо действия чтобы получать или не получать пресловутые лимиты. И огромное количество этих лимитов требуется получать в Министерстве экологии. Далее, для того, чтобы разобраться, требуется им лимит или нет, они обязаны провести инвентаризацию всех образующихся у них отходов. Здесь критерия и четких правил нет. Приведу пример.
Школа. Какие отходы здесь могут образовываться?  Лампы накаливания, лампы ртутьсодержащие и любые другие. Все это надо собирать, где то хранить, и по договору с организацией, которая имеет лицензию на транспортировку и с организацией, которая имеет лицензия на сбор – передавать им, платить за это деньги и не малые. Кроме того, необходимо вести первичный учет этих ламп по специальной утвержденной форме (их две). Но этого мало. Нужно разработать нормативно допустимый объем образования этих ламп и удельный показатель образования отработанных ламп. А еще надо разработать и утвердить реестровые карты. Если отходов набирается не много, то согласно специальной формуле выводится показатель и вот если этот показатель меньше 1000, то лимит получать не надо, надо только каждый год оформлять декларацию и подавать ее в обладминистрацию. А если ламп много, то этот показатель уже никак не будет меньше 1000, и требуется получать лимит. Какие еще отходы могут быть в школе? Если на балансе имеется транспорт – то аккумуляторы, отработанные масла автомобильные, автошины, тормозные колодки, фильтра автомобильные. И не важно, что автомобили проходят ТО на СТО, там эти отходы им не оприходуют. Скорее всего, они останутся на СТО, но по документам будут висеть на школе. Итак, если школа большая, то лимит в Министерстве экологии им получать надо. Но кроме опасных отходов, здесь еще образуются и не опасные. Это макулатура, различная упаковка, пищевые отходы. Если пищу готовят прямо в школе – то еще можно добавить 10 отходов. Есть компьютеры – еще один вид отхода. В школе обычно летом проводят ремонт. Добавляйте строительные отходы, отходы краски, лом черных и цветных металлов и т.д. Перечень не ограничен. Главное нет критерия, от какого количества отходов надо отталкиваться. Лимит на образование отходов рассчитывается на основании нормативов образования для каждого вида отходов по классам их опасности. Следовательно, необходимо разработать проект этих нормативов, пересчитать все источники образования отходов и не важно, что отход может образоваться лет через пять, важно все пересчитать и переписать. И совершенно не важно, что продукцию здесь не производят, здесь оказывают услуги и хозяйственная деятельность будет в любом случае.
Аналогичная ситуация с больницами, только здесь перечень отходов значительно расширяется. Это лекарства, это отработанные градусники, это медицинские приборы и оборудование, отслужившее свой срок. Здесь в зависимости от лечебного учреждения, количество отходов получается от 40 и более. Поэтому от лимита и всей канители с ним, скорее всего им не уйти.
Пункт 4 ПКМУ № 748 – лимит на образование отходов рассчитывается на основании нормативов образования отходов для каждого вида отходов по классам их опасности. Это значит, что каждое юридическое лицо должно разработать проект инвентаризации отходов и неважно, какое это лицо и сколько отходов оно образовывает.
Пункт 6 – норматив образования отходов определяется технологическим регламентом на основании удельных показателей образования отходов. Нигде не сказано, что на отходы потребления технологические регламенты разрабатывать не надо.  В пункте 8 сказано, кто освобождается от лимитов:
- это те, кто осуществляет сбор отходов в качестве вторичного сырья (о них я уже писала);
- это те, которые разработали реестр, согласно ПКМУ № 1360 и у них показатель образования отхода, меньше 1000.
Согласно ПКМУ № 1360, критерием включения ОУВ в реестр является показатель общего образования отходов (Пзув), который рассчитывается по формуле: Пзув = 5000• М1 + 500• М2 +50• М3 +1• М4. Где, М1, М2, М3 и М4 – условные единицы, значение которых равно количеству образованных на ОУВ отходов по классам опасности (1, 2, 3 и 4 классы соответственно). В реестр включают объекты, для которых показатель общего образования отходов превышает предельное значение (Пгз), которое равняется 1000 условных единиц в год. Критерием включения ООУВ в реестр является показатель общего объема обработки или утилизации отходов, который не может быть меньшим 100 т /год.  Следовательно, показатель образования отхода Пзув требуется рассчитать, а это не каждый может. Кроме того, надо еще рассчитанный показатель утвердить (согласовать с СЭС). Никакая больница, школа или дом престарелых, сделать самостоятельно это не сможет. Требуется специальная подготовка.  Но даже если лимит получать не требуется, то теперь надо подавать декларацию про отходы и очень важно, чтобы ее приняли. Если декларации будут принимать так же, как раньше лимиты, то сложности для собственника отхода обеспечены. 
Правда в ПКМУ № 748 от 07.08.2013 г. есть такой пункт 10, где сказано, что обладминистрация должна прислать уведомление о том, что юридическое лицо должно получить лимит. Но такие уведомления они присылают не всем, а когда приходит проверка, факт отсутствия уведомления роли не играет.
Еще один шедевр не компетентности. Пункт 12 – к пакету документов на лимит требуется приложить копии договоров на передачу отходов. А документы для лимита на следующий год начинают готовить вначале текущего года. Так, для получения лимита на 2015 год, документы надо подготовить и подать до 1 июня 2014 г. в Минприроды или дозвильный центр все документы. В связи с тем, что надо получить еще и санитарно- гигиеническое заключение, то дело это довольно хлопотное. И вот яркий пример. Срок службы аккумуляторов в среднем 3-5 лет. Если на предприятии 1-2 машины, то отработанные АКБ образуются один раз в 3-5 лет. Но для получения лимита на отработанный аккумулятор, который Вы планируете заменить в 2015 г., Вам надо заключить договор на его сдачу в 2014 г.  основанием для пересмотра лимитов может быть заключение дополнительных договором на передачу отходов (пункт 10). Это значит, что если договор на сдачу аккумуляторов Вам заключить не удастся, то в 2015 г. у Вас может возникнуть повод для пересмотра лимита.
Во всей этой мышиной суете, как то выпадает судьба самого отхода. Куда он делся на самом деле? Оформлено огромное количество никому не нужной документации, а вот цель не достигнута. Отход, в конечном итоге, оказался в непотребном месте (его просто выбросили). Такая ситуация очень выгодна самим чиновникам, они при деле и трудятся в поте лица, еще и зарабатывают при этом не плохо. Коррупция в этой сфере процветает. Как сделать так, чтобы отходы собирали по настоящему, а не на бумаге и не по отчетам? В Законе Украины «Про отходы» говорится, что государственные структуры, которые работают в сфере обращения с отходами, обязаны доводить до сведения собственников отходов – куда им можно сдать отход. Они это не делают. Даже на письменные запросы.
Департамент экологии совместно с инспекцией и экологической милицией, должен провести инвентаризацию тех, кому выдавались лицензии на работу с отходами. Необходимо  проверить, есть ли у них фактически производственные мощности для переработки отходов. Не выдавать лицензии тем, кто не сможет показать свою установку по переработки отходов и технологический регламент на нее. Технологические регламенты на такие установки должны быть обязательны, как и само оборудование. Самое действенное подтверждение существования такого оборудования – это документы на него. При выдачи лицензии, такие документы должны предоставляться обязательно. Пусть это будет что угодно –чек на покупку, договор на поставку оборудования ( с подтверждением об оплате) – любой платежный документ. Тем, кто занимается посреднической деятельностью, лицензии выдавать нельзя.
Если сам переработчик отходов не может осуществлять сбор этих отходов, пусть это делают за него сторонние организации, имеющие транспорт и персонал. Но тот, кто перерабатывает отходы, должен их выбирать сам. Необходимо ввести жесткий контроль за тем, куда попадают отходы. А сделать это гораздо проще, чем кажется. Каждый субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий переработку и размещение отходов, должен давать сведения о количестве принятых им отходах. Приведу пример. Полигон твердых бытовых отходов ведет строгий учет поступающих отходов. Сведения передают в управление экологии горисполкома. Дальше движения нет. Эти сведении лежат мертвым грузом. А если бы сопоставили объем собранных ООО «Гринко – Днепр» отходов и фактически размещенных им на полигоне, стало бы ясно, что часть отходов куда то девается. Тогда экологической инспекции не пришлось бы сидеть ночью в засаде под Илларионов, пытаясь поймать ООО «Гринко – Днепр» на несанкционированном размещении отходов. Все выявилось бы по документам. А сейчас эти документы лежат мертвым грузом, используясь в никому не нужных отчетах.
Аналогично с ртутными отходами. Куда в Днепропетровске деваются отработанные лампы и градусники? Где их перерабатывают? Цветмет эти отходы принимает, а что делает с ними дальше? Почему за столько лет его не проверяли? Я очень сомневаюсь, что это предприятие имеет производственные мощности для переработки этих отходов. Я была на этом предприятии и видала только склады. Куда уходят отработанные отходы? Есть ли вообще на Украине предприятие, которое осуществляет переработку таких отходов? С аккумуляторами вроде бы проще. У нас два завода по переработке отработанных аккумуляторов. А куда девается электролит? Сколько лет работают эти заводы, а вопрос с электролитом так и не решен. Тот бред, что электролит нейтрализуют, это годится для общего пользования. Специалистам ясно, что электролит идет в канализацию. А это опасный отход и выбрасывать его нельзя? Почему столько лет эти вопросы никто не поднимает? Посчитать, сколько поступает электролита, просто. А потом проверить, куда дели – еще проще. Так почему те, кто должен это делать, ничего не делает? Кому нужны лимиты и куча отчетности, если главное остается не решенным?

Ирина Нестеренко

Немає коментарів:

Дописати коментар