Коррупционный навар в сделке на $800 миллионов составил
$360 миллионов. Кто взял эти деньги?
Вышки для добычи нефти и газа на Черноморском шельфе
обошлись бюджету Украины в $400 миллионов каждая, в то время как
реально за них заплачено поставщикам по $220. Разница в $360
миллионов (за две вышки) осела в карманах кого-то из членов
правительства.
Норвежская компания Ferncliff обнародовала информацию о том,
что в 2011 году ее дочерняя компания Standard Drilling напрямую
продала НАК «Нафтогаз Украины» морскую буровую платформу
за $220 млн.. Это противоречит заявлениям украинской компании
о том, что она приобрела платформу за $400 млн.
у латвийской Riga Shipyard на открытом тендере. Об этом пишет
Грехем Стек в своей статье для издания Business New Europe.
В презентации, недавно загруженной на сайт норвежской
финансовой компании Ferncliff, перечислены покупки всех буровых установок,
проданных «дочками» Ferncliff, включая Standard Drilling. До этого времени
только один покупатель установок Ferncliff оставался неизвестным. Это касалось
покупателя установки Standard Drilling B319. В сентябре 2011 года буровую
продали «нераскрытому покупателю, зарегистрированному в Великобритании» .
Теперь «родительская» компания Ferncliff раскрыла информацию
о том, что установку продали «Нафтогазу» еще на стадии строительства,
за $220 млн., после размещения этого заказа у ведущего
сингапурского производителя Keppel Fels в декабре 2010 года
за $179 млн..
Глава компаний Ferncliff и Standard Drilling Мартин Нес
отказался от комментариев изданию Business New Europe. Обнародованная
информация, по мнению Грэхема Стека, может означать, что Ferncliff считает
таинственного британского покупателя агентом «Нафтогаза».
«Нафтогаз» проводил тендер на закупку печально известной
буровой установки в октябре 2011 года, по итогам которого
приобрел ее за $400 млн. у Riga Shipyard. НАК отказалась
отвечать на запросы Business New Europe о несоответствии заявленной
цены, сославшись на необходимость всесторонних проверок безопасности перед
вскрытием тендерной информации.
По мнению журналиста, разница между декларируемым Ferncliff
платежом в $220 млн. с ценой в $400 млн., объявленной
комитетом конкурсных торгов «Черноморнефтегаза», может возобновить
коррупционные обвинения против госкомпании.
Riga Shipyard, которой владеет украинец по происхождению
Василий Мельник, не имела предыдущего опыта строительства или ремонта
морских буровых установок, однако «Нафтогаз»разрекламировал ее победу
в тендере как триумф прозрачности. «Мы проводим закупку максимально
открыто, с участием СМИ, — от этапа объявления конкурса
до определения победителя и подписания контракта, ведь вопрос
публичности является для нас принципиальным», — уверял тогда заместитель
председателя правления НАК Вадим Чупрун.
Прозрачность заключалась в подписании контракта
с настоящей зарубежной судостроительной компанией,
а не анонимной оффшорной фирмой, как это часто бывает. Владелец Riga
Shipyard Мельник лично посетил церемонию подписания соглашения совместно
с министром экономики Латвии Даниэльсом Павлютсом. «Решение посетить
церемонию было принято ввиду того, что это один из крупнейших тендеров,
который латвийские компании выигрывали за рубежом, со значительным
положительным влиянием на латвийскую экономику», сообщил Павлютс изданию
Business New Europe.
Вместе с тем, согласно неофициального протокола собрания
акционеров Riga Shipyard в мае этого года, Мельник признал, что сама
компания получила буровую установку B319 от брокера —
за $393,3 млн.. «Мы не строили эту установку.
Мы купили ее у брокера, который продавал эту уже существующую
платформу.
Наша работа заключалась в инжиниринге … и восстановлении
в Турции, когда были собраны опоры платформы — это было довольно
уникальной задачей, которую до этого никто не выполнял. За эту
работу мы получили 5 млн. евро. Я считаю это очень хорошим
результатом — в первую очередь потому, что мы получили большой
опыт в инженерном деле», сказал он акционерам.
Однако, по информации источников издания Business New Europe,
латвийская верфь не играла никакой роли в инженерных работах,
проведенных в турецком городе Стамбул осенью 2012 года, когда опоры
буровой установки были собраны после прохождения под мостами через Босфор.
На самом деле работа была проведена сингапурским
производителем платформы Keppel Fels и его дочерней компанией Caspian
Shipyard, с участием двух турецких компаний и экипажа платформы,
командированного «Черноморнефтегазом». Об этом сообщил Салих Фидан,
руководитель площадки, на которой происходила сборка буровой.
Победа в тендере не стала толчком, на который надеялось
министерство экономики Латвии. По словам Мельника, компания получила около
7 млн. долларов прибыли в сделке в 400 млн. долларов.
К сожалению, весь объем сделки не попал в финансовую отчетность
компании. Контракт был заключен через специально созданную дочернюю компанию
в Великобритании — Northsale Logistics.
Riga Shipyard продала «дочку» за пять дней до конца
2012 года, что, согласно латвийского законодательства, освобождает
ее от обязательного включения в консолидированную отчетность
«родительской» компании. «Мы считаем, что соглашение с буровой
установкой было в значительной мере фикцией», сказал изданию Business New
Europe ведущий миноритарный акционер Riga Shipyard Линардс Бауманис.
По информации источников Business New Europe, авторитетное
издание Lloyds’s List называет «Черноморнефтегаз» компанией, которая получила
установку в собственность сразу после ее построения в Сингапуре.
Схема покупки через Standard Drilling была повторена «Нафтогазом»
в марте 2011 года, когда идентичная буровая установка производства
KeppelFells (B312) была приобретена также за $400 млн., однако уже
у неизвестной британской фирмы Highway Investment Processing.
Самое интересное, что буровая установка B312 до этого совсем
недолгое время принадлежала норвежской корпорации Seadrill, которая
в апреле 2011 года продала ее за 248,5 млн. долл.
«покупателю из Великобритании, пожелавшему остаться неизвестным».
В интервью Business New Europe в 2012 году, тогдашний финансовый
директор Seadrill Эса Икахеймонен признал, что установка была продана
британской Highway Investment Processing.
Икахеймонен и вице-президент Seadrill Ян Олаф Остус
сообщили изданию Business New Europe, что в ходе переговоров
по продаже буровой Seadrill не имел никаких контактов
с украинскими чиновниками или руководителями государственных компаний. Но,
в соответствии с запросами Business New Europe, команда инженеров
«Черноморнефтегаза» во главе с Владимиром Перминовым осмотрели
установку Seadrill на месте бурения в Мьянме в марте 2011
года — то есть до того, как соглашение с Highway Investment
было закрыто. Перминов также разместил фотографии визита на своей странице
в соцсети.
Как известно, когда информация о «вышках Бойко» просочились
в прессу, «Нафтогаз» заказал аудит у компании Halliburton
по общей стоимости установки, которая раньше принадлежала Seadrill, чтобы
оправдать цену в $400 млн..
По данным аудита, в первоначальную цену покупки
($248,5 млн.) включена общая стоимость сделки — с ее
Транспортировкой через Босфор и последующей сборкой ($71 млн.),
покупкой вертолета ($21 млн.), подготовкой к зиме ($16,4 млн.),
буксировкой ($15 млн.) и установкой электрического питания ($15 млн.).
Ни одна из этих расходных позиций не предусмотрена тендерной
контрактной документацией, поскольку пунктом доставки буровой установки был
указан Сингапур.
Выявленные журналистами факты являются продолжением
предварительного расследования Business New Europe скандальных закупок
«Черноморнефтегаза», в котором всплывает целый ряд украинских компаний.
Немає коментарів:
Дописати коментар