- Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної власності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підприємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здоров'я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об'єкти, визначені відповідно до закону як об'єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчуження. Спадщина, визнана судом відумерлою, переходить у власність територіальної громади за місцем відкриття спадщини. Стаття 60. Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні” -

вівторок, 7 листопада 2017 р.

Горгаз увеличивает норму потребления газа

Газовые компании в очередной раз решили еще немного поправить свое финансовое состояние. Ссылаясь на Кодекс ГТС, выполняя свои обещания, горгазы стали присылать (пока еще выборочно) платежки своим клиентам из числа бытовых потребителей с увеличенной нормой потребления газа.

Местная власть, призванная защищать интересы потребителей (см. Закон Украины «Про жилищно – коммунальные услуги), разводит руками, так как никакого влияния на горгазы оказать не могут. Когда то они были государственными газовыми компаниями. Теперь это акционерные товарищества, акционеры которых зарегистрированы в оффшорных зонах (преимущественно - на Кипре). А Кипр это так далеко … Так что разбирайтесь с ними сами. Поэтому давайте разбираться, изучать законы и прочие нормативные акты, которые принимают и принимают, и конца этому не видно. Работают в поте лица, а расхлебываем все это, мы с вами. Главное, никто никакой персональной ответственности не несет. Вспомните, еще в 2015 году с нас требовали оплатить разницу в норме потребления газа, которая по суду была отменена. Платежки присылали с огромными суммами к оплате, угрожали. Потом граждане разобрались (а особо пугливые – оплатили), стали писать жалобы и выяснилось, что требовали то незаконно. Успокоились и забыли. А кто из тех умников, давший распоряжение присылать нам те платежки, ответил за вымогательство? Нет, не ответил. Придумал нам новое.
Итак, что мы имеем? Потребителям услуг газоснабжения, не имеющим приборов учета, стали присылать платежные документы (Уведомления про оплату) с увеличенными объемами потребления газа. В одностороннем порядке изменили начисление объемов потребления природного газа. Граждане побежали в горгазы выяснять, что происходит. Выяснили – объемы потребления газа изменили, ссылаясь на дополнение 10 к Кодексу газораспределительных систем.
А теперь обратимся к первоисточнику. Для того, чтобы отбить охоту самим разобраться в законности действий горгазов, выше упомянутый Кодекс, на который так часто ссылаются газовые компании, довольно объемный и обычному гражданину разобраться в нем трудно. Даже бегло пролистать этот документ не у всех хватит терпения. Думаю, что это неспроста. 
Смотрим.  Кодекс газораспределительных систем, утвержден Постановлением № 2494 НКРЕКП от 30.09.2015 года, последняя реакция от 17.03.2017 г., разработан в соответствии с Законом Украины «Про ринок природного газу».
Раздел IХ, пункт 3, глава 4 «Порядок коммерческого учета газа по объектам бытовых потребителей (населения).
Если бытовой потребитель не обеспечен счетчиком газа, фактический объем потребленного газа за месяц определяется по нормам потребления.
Если бытовой потребитель, который не обеспечен счетчиком газа, отказывается от его установки за счет Оператора ГРМ  (что подтверждается актом о нарушении, составленным соответственно с требованиями главы 5, раздела IХ Кодекса) - фактический объем потребленного газа определяется по предельным объемам потребления.
Итак, запомните главное – предельные (или граничные) нормы вам могут установить только в том случае, если у вас нет счетчика, то объем потребленного газа определяется по норме, утвержденной Кабинетом Министров. А если именно вы, а не какие то отдельные жители вашего дома, отказались установить счетчик в вашей квартире, то тогда вам установят граничные объемы потребления газа. И еще – здесь не указано, какой именно счетчик вы отказались установить, квартирный или обще домовой. И это тоже важный момент. Если вы говорите, что не против квартирного счетчика, то на каком основании тогда вам устанавливают граничную норму?

Обратите внимание на то, как называется Дополнение 10 к Кодексу- «Граничные объемы потребления природного газа населением в случае нарушения требований Кодекса газораспределительных систем». То есть, применить к вам «граничные объемы потребления» можно только в том случае, если вы нарушили, а если не нарушали, то применять нельзя.
Какие же это граничные нормы, посмотрите внимательно:
9,8 куб. м на человека в месяц – если у вас централизованное горячее водоснабжение и у вас в квартире имеется газовая плита;
18,3 куб. м на человека в месяц – если у вас в квартире имеется газовая плита и нет централизованного горячего водоснабжения (если его нет временно – то это должно быть подтверждено соответствующим документом от теплопоставщика), и нет газового водонагревателя.
23,6 куб. м на человека в месяц – если у вас в квартире имеется газовая плита и газовый (не электрический!!!) водонагреватель.

А теперь небольшое отступление. Заключение Главного научно – экспертного управление Верховной Рады Украины от 03.03.2015 г. на проект закона «Про рынок природного газа». Главное управление, проанализировав законопроект, высказывает свои замечания и предложения:
Стр. 2 – выглядит дискуссионной предложение применять понятия «кодекс газотранспортной системы», «кодекс газораспределительной» … , под которым предлагается понимать «правила доступа к  газотранспортной  или газораспределительной системы», которые утверждает Регулятор.  Поэтому логично было бы применять вместо «кодекса» термин «правила». В общепризнанных в Украине правилах законодательной техники кодексами являются законодательные акты, принятые Верховной Радой Украины.
Стр. 5, последний абзац – в законопроекте неурегулированным остается вопрос прав и обязательств потребителей. Содержание и объем полномочий Регулятора в области ценообразования значительной мерой меняется. Последствием этого будет: приведение тарифов на природный газ до экономически обоснованных, что обусловит дополнительную финансовую нагрузку  на потребителей газа. В условиях экономического кризиса и общей бедности будет социально опасным явлением.
А теперь посмотрите Замечания к законопроекту Главного юридического управления Верховной Рады, относительно Национальной комиссии, осуществляющий государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, по простому – НКРЕКП: неоднократно Управление высказывало свое мнение относительно правового статуса НКРЕКП. По мнению Управления полномочия НКРЕКП и способ их реализации противоречит статьи 6 Конституции Украины (часть 1), согласно которой не предусмотрено  существование национальных комиссий регулирования природных монополий.
Что из этого следует? Депутаты Верховной Рады сознательно приняли закон, в котором уже были заложены «мины замедленного действия». Им про это говорили, но они по каким то своим, неведомым нам причинам, не захотели принять во внимание мнения специалистов. А расхлебываем это теперь мы, потребители. А пользуется этим – поставщик газа, а прибыль от этого получает кипрский акционер.

Итак, вы – бытовой потребитель природного газа. Вы не отказывались (письменно) от установки в вашей квартире индивидуального счетчика газа. Более того, вам даже никто не предлагал его установить (я имею ввиду – горгаз). Мы уже выяснили, что для того, чтобы установить вам граничную норму потребления газа, нужно зафиксировать нарушения Кодекса газораспределительных систем, а именно, составить соответствующий акт. Даже решение правления ОСББ нельзя расценивать как отказ конкретного бытового потребителя от установки счетчика. Ведь это у вас имеются договорные отношения с горгазом и именно вы, а не ваш представительский орган оплачивает их услуги.
Бытовым потребителем считается физическое лицо, которое приобретает природный газ с целью использования его для собственных бытовых нужд (приготовление еды, погрев воды). В разделе 5 Кодекса ГРС, по инициативе управителя (балансодержателя) или оператора ГРС в многоквартирном доме может быть установлен обще домовой узел учета природного газа. Управитель дома не может отказать оператору ГРС в установке счетчика, если эта установка производится за счет оператора. То есть, Кодексом ГРС установлено право ГРС на установку общедомового прибора учета и этим правом корреспондируется норма, которая запрещает управителю (не бытовому потребителю!!!) отказать Оператору ГРС в установке прибора учета газа. Таким образом, отношения возникают межу управителем и оператором ГРС. Отдельный потребитель не является участником этих отношений и поэтому на него не может ложиться ответственность за отказ от установки счетчика, поскольку наличие его согласия или отказа никак не предусмотрены.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в пункте 3, главы 4 Раздела IХ Кодекса, предусмотрена ответственность бытового потребителя, который не обеспечен счетчиком газа и при этом отказывается его устанавливать за счет Оператора ГРС.
В государственном реестре судебных решений можно найти уже решения судов, которые стали на защиту бытовых потребителей. Посмотрите их, убедитесь сами, что не все так уж безнадежно. Только суда длятся долго и требуют времени и денег. Может быть, обойдемся без них? Может быть, на защиту прав бытовых потребителей встанут местные органы власти или депутаты, которых мы зачем то выбирали? Пусть поработают!!!


Ирина Нестеренко

Немає коментарів:

Дописати коментар