Развязывание войны на востоке Украины и аннексия
Крыма только подтверждают имперские амбиции Кремля. По мнению многих
авторитетных политиков, Путин пытается воссоздать Советский Союз из бывших
республик.
Намереваясь
собрать вокруг России страны бывшего советского лагеря, Кремль стремится
создать подобие собственных союзов в экономические, таможенные, военные и
политические блоки.
Искусственные
межгосударственные нагромождения Кремля слишком напоминают клоны западных
коалиций государств, выстроенных по свойственной России модели «притянутости за
уши»:
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
– подобие Европейского союза, объединил Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и
Киргизию;
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
– военно-политический союз, подобие НАТО, объединяющий Россию, Беларусь,
Казахстан, Армению, Киргизию, Таджикистан.
Коллективные силы по поддержанию мира в Содружестве Независимых
Государств (КСПМ) – созданы по аналогии ОБСЕ.
Положение о КСПМ подписали Армения, Киргизия, Молдова, РФ, Таджикистан,
Туркменистан, Узбекистан.
Получается
парадокс: Россия, которая обрела независимость в 1991 году, все это время
пытается поставить себе в зависимость другие страны.
При
этом Кремль использует два проверенных способа.
Первый
– путем привлечения постсоветского государства в состав международных
организаций, которые курируются Россией. Бонус – недорогие углеводороды и
декларация об экономическом сотрудничестве.
И
второй. Методом «инфицирования» части территории и создания на них непризнанных
квази-свободных государств. Это создает рычаг постоянного давления на
государство путем приобретения дополнительных функций государственного
управления, а именно содержания территорий-иждивенцев.
В
этой связи предлагаем небольшой анализ.
Российское
влияние распространялось на бывшие четырнадцать советских республик:
а)
государства, охватывающие территории-иждивенцы:
·
Молдова – с 1991 г. образовано
Приднестровье, непризнанное государство с российским протекторатом. На
территории Приднестровья дислоцируются российские воинские части и
миротворческие подразделения КСПМ до 2000 чел.
·
Грузия – 1991 г. образовано
непризнанное государство Южная Осетия, а в 1994 г. – Абхазия. Оба образования
находятся под прямым протекторатом России с миротворческим контингентом КСПМ.
Кроме этого, в Абхазии присутствует воинский контингент РФ – до 5000 чел., а в
Южной Осетии – до 4000 чел.
·
Украина – с 2014 г. временно
оккупированная Россией территории Крыма, а в 2015 г. – осуществляется
попытка заморозить конфликт с образованием новых непризнанных регионов «ДНР» и
«ЛНР».
б)
государства-сателлиты России
·
Беларусь и Казахстан –
страны-участники практически всех межгосударственных договоров с Россией. Имеют
единое таможенное пространство и прозрачные границы. Кроме этого, эти
государства размещают на своих территориях солидные контингенты российских
войск, но точных данных об их численности в прессе нет.
в)
государства, предоставляющие свои территории для размещения российских военных
баз
·
Киргизия – база ВВС России (Кант),
узел связи ВМФ РФ (Кара‑Балта), торпедная испытательная база (Каракол),
сейсмическая станция РВСН РФ (Майлуу-Суу);
·
Таджикистан – 201 военная база
(Душанбе), комплекс космических войск «Окно» (Нурек), оперативная погрангруппа
ФСБ (Душанбе).
·
Армения – 102 база ВС РФ (Гюмри).
г)
государства, пытающиеся отстраниться от влияния России
·
Азербайджан – в 2013 г. государство
настояло на ликвидации последней российской военной базы на своей территории и
не проявляет стремления на политическое сближение с Россией. Вместе с тем,
Москва пытается удержать Баку в своей орбите через миллиардные экономические
контракты в нефтегазовой отрасли. С другой стороны, тлеющий конфликт в
Нагорно-Карабахской области (с 1991 г.) Баку пытается решать исключительно
своими силами без «миротворческой» помощи Москвы;
·
Туркмения – государство, которое
пытается поддерживать с Россией только экономические отношения. Приоритетным
направлением остается газовая сфера. В последнее время Москва строит контакты с
Туркменией через Казахстан и не собирается полностью их разрывать. Россия
навязывает Туркмении отношения в военной и нефтегазовой отрасли.
·
Узбекистан – после начала вывода
американского контингента из Афганистана государство получило возможность
приблизиться к НАТО. Страна открыто пытается дистанцироваться от политики
России и декларирует свою прозападную ориентацию.
д)
прибалтийские государства – члены ЕС
·
Эстония, Латвия и Литва сразу взяли
курс в сторону западной интеграции, однако Россия пытается оставить свое
влияние на эти государства через топливный рычаг, экономические отношения, а
также путем использования многочисленных российских диаспор.
Особенностью
удержания любого их этих государств в информационном секторе Москвы становилась
тема «российских соотечественников»: создавались иллюзии притеснения языка или
искусственно нагнетались мнения о национальных давлениях на российские семьи.
Но самое интересное в данном вопросе – это сходство информационных сценариев.
Единый
и проверенный алгоритм выглядит примерно так:
·
сначала происходит экспансия
кремлевских медиа-структур в информационную сферу другого государства, в
результате которой мнение руководства этой страны отводится на второй план.
Информационное пространство этой страны насыщается кремлевскими каналами. Здесь
открывается возможность для массовых информационных манипуляций;
·
в сопровождении активности российских
СМИ и «пятой колоны» ситуация окрашивается в протестные тона и звучат призывы
для «активных людей» объединиться против власти. В этот период, с помощью
запущенной пропаганды, «вживляется» идея о «поддержке из Москвы» или «помощи
страдающим российским соотечественникам»;
·
практически одновременно появляются
«активисты» (Аксенов, Стрелков, Бородай или другие), которые сообщают
«подогретой» толпе, что и как нужно делать. Их обращения к народу напоминают
план неотложных действий по установлению в регионе власти «угнетенных
соотечественников»;
·
спецгруппы «зеленых человечков»,
«вежливых людей», «казачьих дружин» или «народной милиции» готовы прикрывать
активистов с началом осуществления активной фазы по якобы защите
соотечественников.
«Игра
в соотечественников» проверена на практике в Южной Осетии, Абхазии,
Приднестровье, Крыму, Луганской и Донецкой областях Украины.
Можно
сказать, что Кремль использует повод «российских соотечественников» для
информационных экспансий. Так, в правительстве России
функционирует комиссия по делам соотечественников за рубежом, под
руководством министра иностранных дел С. Лаврова.
На
2015 год работа комиссии сконцентрирована на государственных программах:
·
Программа работы с соотечественниками
на 2015-2017 годы (19.11.2014 г);
·
Федеральная целевая программа «Русский
язык» на 2011-2015 годы (20.05.2011 г.);
·
Государственная программа по переселению
в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (23.08.2013).
Согласно
имеющейся информации, работа с соотечественниками за рубежом официально
нацелена на защиту их прав и законных интересов, поддержке молодежного
движения, а также на развитие русскоязычных зарубежных СМИ. Ну чем не почва для
националистических движений «Оплот», «Великая Русь» или «Юго-Восток»?
Не
удивительно, что в Украине за последние несколько лет возникло около сотни
российских общественных организаций и примерно столько же прокремлевских СМИ.
Характерно,
что реализация мероприятий для российских соотечественников за
рубежомподкрепляется грантами правительственных фондов, государственными
субсидиями и прямым финансированием работы общественных организаций из Москвы.
Известно, также, что на 2015 год особое внимание в работе с российскими
соотечественниками будет обращено на Украину и страны Балтии. А
ответственными исполнителями на 2015-2017 гг. в этом направлении выступают МИД,
Минкультуры, «Россотрудничество», «Роспечать» и другие.
***
Таким
образом, действия Кремля по работе с «российскими соотечественниками»
направлены на дестабилизацию общественного мнения в другой стране.
Как
показывает практика, главным условием создания конфликтной ситуации в других
странах является предварительная информационная обработка населения. Сюда можно
отнести создание необходимого общественного мнения, развитие и продержка
гражданских организаций националистического толка, а также обеспечение
постоянного доступа для российских СМИ в государственное информационное
пространство.
По
мнению экспертов, существует множество опасений по поводу возникновения нового
плацдарма нестабильности в северных районах Казахстана, восточной
Беларуси или Литве. На это указывает высокая степень информационного
проникновения российского потока в пространство этих государств, создание в них
значительного числа пророссийских общественных организаций и формирование
общественных мнений кремлевской направленности.
Вячеслав Гусаров, эксперт Центра
военно-политических исследований, группа «ИС»
Немає коментарів:
Дописати коментар