- Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної власності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підприємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здоров'я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об'єкти, визначені відповідно до закону як об'єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчуження. Спадщина, визнана судом відумерлою, переходить у власність територіальної громади за місцем відкриття спадщини. Стаття 60. Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні” -

понеділок, 11 вересня 2017 р.

Права человека на труд и соблюдение трудовых прав

С этими самыми правами в нашей стране все хуже и хуже. Безработица и невыплаты заработной платы очень сильно нарушают конституционные права наших граждан в этой сфере. Контроль за соблюдением прав человека в нашей стране осуществляет специальный уполномоченный Верховной Рады по правам человека. Каждый год этот уполномоченный доводит до правительства положение дел по правам человека, а правительство должно реагировать. А если не реагирует, то уполномоченный должен звонить во все колокола и обращаться в Конституционный суд. Но, к сожалению, когда нарушения приобретают системный характер, то ничего не происходит. Судите сами …

Ежегодный доклад уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека «О состоянии соблюдения прав и свобод человека в Украине».
Смотрим и сравниваем раздел «Состояние соблюдения прав человека на труд и соблюдение трудовых прав».
Результаты мониторинга Уполномоченного по правам человека в сфере защиты трудовых прав свидетельствуют:
2012 год – раздел 3.1, стр. 106: о системных проблемах, о не обеспеченности прав на труд, низкий уровень заработной платы и ее несвоевременную выплату.
2013 год – раздел 3.1, стр. 122: о системных проблемах в сфере трудовых отношений, массовые нарушения трудовых прав, прогрессирующую тенденцию - снижения уровня защищенности человека труда. Причина в несовершенстве законодательства, в недостаточно эффективной государственной политики, несвоевременное и недостаточное реагирование на новые проблемы в сфере труда под влиянием растущей глобализации.
2014 год – раздел 12.1, стр. 345: надежды Правительства дать в 2014 году толчок в развитии экономики методом лишь рыночной само регуляции и ослабления налогового давления на бизнес не позволили стабилизировать экономику, не способствовали созданию новых рабочих мест, легализации заработных плат и занятости населения, росту бюджетных поступлений.
2015 год – раздел 10.2, стр. 441: о прогрессирующей тенденции снижения уровня соблюдения трудовых отношений, про злоупотребления и нарушения работодателями норм трудового законодательства и трудовых прав работников.
2016 год – раздел 7.1, стр. 331: о прогрессирующей тенденции снижения уровня защищенности человека труда, массовые нарушения прав человека на труд, надлежащую заработную плату, прочие трудовые права. 
Вывод: ситуация на рынке труда и с правами человека труда ухудшается!!!
А теперь более детально давайте посмотрим, насколько.
2016 год:
В последние годы наиболее острой остается проблема несвоевременной выплаты заработной платы.  По информации Государственной службы статистики Украины, в 2016 году объем невыплаченной заработной платы колебался в границах 1849 – 2093 млн. грн. и на 1 сентября 2017 года составил 1791,1 млн. грн.
Уполномоченный очень наглядно иллюстрирует картину невыплат заработной платы в динамике за 6 лет, с 2010 года по 2016 год. Самый благополучный год в этом отношении – 2014!
Если вы еще помните, 2008 – 2009 годы в Украине наблюдался экономический кризис (наращивание негативного внешнеторгового сальдо, внешнего долга, падение бюджетных доходов, политический кризис, доллар дорожал, а уровень инфляции составлял 22,3 %). Все эти негативные последствия наблюдались при правительстве, возглавляемом Ю. Тимошенко. Берем за точку отсчета 2009 год. Долг по заработной плате на начало 2010 года составляет 1390,8 млн. грн. или 100%. Начало 2011 год – снижение долга на 18,1 %. Правительство возглавляет Азаров.
Начало 2012 год – снижение долга на 19,65 %; начало 2013 год – на 9,3 %; начало 2014 года – 9,29 %.
И все, начиная с 2014 года (правительство возглавляет Яценюк) наблюдается рост долга по заработной плате:
на 75,31% в 2014 году; на 42,48 % в 2015 году и снижение на 4,77% в 2016 году.

       Динамика задолженности по заработной плате (млн. грн.):
Год
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
Задолженность состоянием на начало года
806,4
668,7
1188,7
1473,3
1218,1
977,4
893,7
2366,9
1900,0
1880,8

Состоянием на 1 января 2017 г. задолженность на экономически активных предприятиях составила 1118,2 млн. гривен или 62,4% общей суммы долга. Среди регионов лидерами по невыплате заработной платы являются Луганская (23%), Донецкая (14,7%), Харьковская (12,9%), Днепропетровская (8%) и Киевская области (6,8%).
Результаты парламентского контроля свидетельствуют про неэффективность предпринимаемых государством мер для решения проблемы заработных долгов в тех предприятиях, которые пребывают в управлении центральных и местных органов власти, а также акционерных товариществах с государственной частью собственности. Причины задолженности на таких предприятиях, прежде всего, обусловлены их неэффективным управлением со стороны Правительства.
В 2016 году было проведено только три расширенных заседаний Комиссии по вопросам погашения задолженности по заработной плате.
Долги по заработной плате на предприятиях обусловлены потерей традиционных рынков сбыта, отсутствием государственных заказов на продукцию предприятий, ареста имущества и счетов. С целью финансового оздоровления оборонно – промышленного комплекса государственный Концерн «Укроборонпром» обращался в Министерство экономического развития и торговля и Минфину Украины с предложениями. Которые не были приняты, что привело  к задолженности по заработной плате перед 4000 работников.
Следует также обратить внимание на целесообразность существование предприятий, которые имеют долги по заработной плате, не ведут хозяйственную деятельность, но числятся как экономически – активные.
Остается нерешенным неоднократно поднимаемый Омбудсменом вопрос необходимости введения действенного механизма погашения зарплатных долгов работникам предприятий – банкротов. Их доля долгов по з/п составляет 37,6 % (или 672,7 млн. грн.) от общей суммы задолженности – по состоянию на 1.01.2017 г. 
В соответствии с рейтингом Doing Business (рейтинго благоприятных условий ведения бизнеса, годовые исследования группы Всемирного банка) в 2016 году Украина заняла 148 место среди 169 стран мира по категории «урегулирования процедуры платежеспособности». При этом в Украине среди 10 оценочных категорий рейтинга (в частности, создание бизнеса, налогообложения, кредитования, международной торговли и т.д.) наихудшее состояние именно по процедуре платежеспособности.
Среди обстоятельств, которые препятствуют быстрому погашению задолженности по з/п на предприятиях – банкротах, международные эксперты указывают:
- значительную продолжительность и сложность процедуры банкротства
- наличие судебных споров, связанных с процедурой банкротства
- неэффективная деятельность арбитражного управляющего
- продолжительность передачи документов от одного арбитражного управляющего другому
- препятствие ликвидатора в доступе на территорию и к имуществу предприятия кредитором или владельцем объекта, где находится имущество должника:
- арест имущества
- остановка производственной деятельности
- неэффективное управление предприятием.
По данным рейтинга Doing Business, средняя продолжительность процедуры банкротства предприятий в Украине составляет 2,9 года. Для сравнения, в развитых странах, членах Организации Экономического содружества и развития – 1,7 года; коэффициент возврата средств кредиторам – 7,5 % (для стран ОЕСР – 73%); стоимость процедуры – 42 % от стоимости имущества должника (в странах ОЕСР – 9,1%).

В 2016 году размер минимальной заработной платы увеличился: с мая на 5,2 % (1450 грн.), с декабря – на 10,3 % (1600 грн.). Ситуация, которая сложилась в стране с минимальной заработной платой (которая уже давно утратила свою социальную функция – защищать работников от крайней бедности) подтолкнула Правительство на усовершенствованный подход по ее применению. С 1 января 2017 г. ее подняли в 2 раза (3200 грн. или 19,34 грн. в час).
Данные Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions): самая низкая минимальная заработная плата в 2016 году среди государств ЕС была
- в Болгарии - приблизительно 214 евро
- в Румынии – приблизительно 276 евро
- в Украине (после повышения) – 106,6 евро
Т.е. вдвое ниже, чем в Болгарии!!!
Минимальная заработная плата в Евросоюзе:
Люксембург – 1 923 евро
Словакия – 405 евро
Польша – 460 евро

С 1 мая 2016 г. повысили должностные оклады государственным служащим – работникам аппарата органов исполнительной власти, прокуратуры, судьям и прочим руководителям, которые и так не плохо жили. Теперь, оклад районного специалиста с 1723 грн. повысили до 8615 грн. (глава районной администрации), если специалист в области – с 2412 грн. повысили до 10 338 грн. Если специалист работает в государственном органе – с 3681 грн. повысили до 12061 грн. Повысили оклады и в бюджетной сфере – от 13 – до 26 %.
Но …. Одно большое НО… Результат мониторинга Уполномоченного свидетельствует, что повышение зарплат не обеспечивалось необходимым для этого финансированием!!! Заработные платы повысили, а денег для этого не дали, класс!!!
       А теперь о безработице.
Из доклада Уполномоченного за 2016 год:
Страница 338. В условиях недостаточной эффективности государственной политики в сфере занятости, дефицита качественных рабочих мест с достойными условиями труда и надлежащей заработной платой, обращений к Уполномоченному по этому вопросу все больше и больше.
Занятость населения должна обеспечиваться государством методом проведения активной социально – экономической политики, направленной на удовлетворение каждого гражданина иметь возможность выбрать себе вид деятельности, а работодателей надо стимулировать создавать новые рабочие места и развивать предпринимательство. Это предписано делать правительству Законом «Про занятость населения». Однако ….
Мониторинг уполномоченного свидетельствует, что в 2016 г. ситуация на рынке труда напряженная и характеризуется сокращением рабочих мест и ростом безработицы.
Занятое население в возрасте 15- 70 лет и уровень занятости населения:
Год
2010
2011
2012
2013
9 мес. 2013
9 мес. 2014
9 мес. 2015
9 мес. 2016
Население, занятое экономической деятельностью, тыс. чел.
19180,2
19231,1
19261,4
19314,2
19440,8
18340,6
16500
16300
Уровень занятости населения, %
58,4
59,1
59,6
60,2
50,6
57,4
56,9
56,5

А теперь посмотрите на данные Госкомстат Украины (на 1 января)
Год
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Численность наявного населения, тыс. человек
45962,9
45778,5
45633,6
45553,0
45426,2
42929,3
42760,5
42584,5
% работающих к общей численности населения
41,73
42,01
42,18
42,40
42,80
42,72
38,59
38,28
Основные показатели рынка труда (данные по году):
Экономически активное население








в возрасте 15-70 лет:








тыс. чел.
20894,1
20893,0
20851,2
20824,6
19920,9
18097,9
17955,1

- в % к населению соответствующей возрастной категории
63,6
64,2
64,5
64,9
62,4
62,4
62,2

Трудоспособного возраста:








тыс. чел.
19164,0
19181,7
19317,8
19399,7
19035,2
17396,0
17303,6

- в % к населению соответствующей возрастной категории
71,9
72,6
72,9
72,9
71,4
71,5
71,1

Занятое население – те, кто имеет работу:







В возрасте 15-70 лет:








- в среднем, тыс. человек
19180,2
19231,1
19261,4
19314,2
18073,3
16443,2
16276,9

- в % к населению соответствующей возрастной категории
58,4
59,1
59,6
60,2
56,6
56,7
56,3

Трудоспособного возраста:








- в среднем, тыс. человек
17451,5
17520,8
17728,6
17889,4
17188,1
15742,0
15626,1

- в % к населению соответствующей возрастной категории
65,5
66,3
66,9
67,3
64,5
64,7
64,2

Безработное население (те, кто зарегистрирован в центрах занятости)
В возрасте 15-70 лет:








- в среднем, тыс. человек
1713,9
1661,9
1589,8
1510,4
1847,6
1654,7
1678,2

- в % к населению соответствующей возрастной категории
8,2
8,0
7,6
7,3
9,3
9,1
9,3

Трудоспособного возраста:








- в среднем, тыс. человек
1712,5
1660,9
1589,2
1510,3
1847,1
1654,0
1677,5

- в % к населению соответствующей возрастной категории
8,9
8,7
8,2
7,8
9,7
9,5
9,7

Средне учетное количество штатных работников, тыс. чел.
10262
10083
10123
9720
8959
8065
7868

Коэффициент оборота рабочей силы (в % к средне учетному количеству штатных работников)
- по приему
25,0
28,3
26,1
26,6
22,8
24,0
26,1

- по увольнению
27,7
30,5
29,9
30,3
30,3
30,2
29,2

Среднемесячная заработная плата
Номинальная:








- гривен
2 250
2 648
3 041
3 282
3 480
4 195
5 183

- в % к прожиточному минимуму для работоспособных лиц
244,0
263,7
268,2
269,5
285,7
304,4
323,9

Реальная. В % к предыдущему периоду
110,2
108,7
114,4
108,2
93,5
79,8
109,0

Состояние экономически неактивного населения (в среднем за период)
Экономически неактивное население, тыс. чел. в том числе:
11945,0
11657,4
11456,9
11270,1
12023,0
10925,5
10934,1

в том числе (в % к экономически неактивному населению)





- пенсионеры
48,9
49,3
50,3
51,0
53,3
53,3
52,8

- ученики, студенты дневной формы обучения
25,7
25,0
24,6
24,8
21,5
22,3
21,4

- пребывающие на содержании, выполняющие семейные обязанности
19,5
20,6
20,5
20,2
20,2
19,8
20,8

- состояние здоровья
1,8
1,4
1,2
1,0
1,2
1,2
1,2

- разуверенные
1,4
1,1
0,9
0,9
1,2
1,0
0,8

- не знают, где искать работу
0,3
0,3
0,3
0,2
0,3
0,3
0,2

- считают, что подходящей работы нет
0,6
0,7
0,6
0,6
0,7
0,7
0,7

- сезонный характер работы
0,6
0,4
0,3
0,2
0,5
0,3
0,2

- прочие
1,2
1,2
1,3
1,1
1,1
1,1
1,9


Наибольший уровень занятости в Киеве (62,5%), Харьковской (59,8%) и Днепропетровской (59,1 %) областях. Хуже всего – в Донецкой (50,2%), Волынской (51,2 %) и Тернопольской (52,5%) областях.
Вдумайтесь в эти цифры! Чуть более половины населения в работоспособном возрасте имеет работу. А остальные что? По помойкам рыщут, или металлолом по ночам собирают? Или бросив все, уезжают из страны на заработки.

        В 2016 году на одно вакантное рабочее место претендовало 6 безработных!!! Количество вакансий – 36 тыс.
22,8 % безработных – это граждане до 25 лет. Уровень безработных в городах – 9%, в сельской местности – 9,7%. Безработные мужчины – 10,7%, женщины – 7,6%.

Ирина Нестеренко

Немає коментарів:

Дописати коментар