- Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної власності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підприємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здоров'я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об'єкти, визначені відповідно до закону як об'єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчуження. Спадщина, визнана судом відумерлою, переходить у власність територіальної громади за місцем відкриття спадщини. Стаття 60. Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні” -

неділю, 8 жовтня 2017 р.

За чертой бедности

Для каждого человека своя черта, своя бедность. Одному не хватает на машину или квартиру, другому не хватает хлеба. Поэтому соцопросы на эту тему просто бессмысленны. Для того, чтобы граждане определились со своим статусом, государство вводит такое понятие, как – минимальный прожиточный уровень, а если проще, это стоимость необходимых для жизни товаров (продуктов питания, одежда, коммунальные услуги), без которых ну никак нельзя обойтись. А еще вернее, обойтись то можно, но сохранить свое достоинство и здоровье уже нельзя. Граждане, имеющие доходы,  ниже прожиточного минимума –находятся за черной бедности, те же, у кого доходы выше, бедными не считаются. 
Минимальный прожиточный уровень утверждает правительство и на основе его утверждается бюджет страны, строится социальная политика государства, определяют права граждан для назначения социальной помощи, устанавливают минимальную заработную плату и пенсию. На основе прожиточного минимума оценивают уровень жизни в стране.


Данные на 01.01.2016 г. Общая численность пенсионеров – 12 313 тыс. человек
Фактический прожиточный минимум – 2615 грн.: официальный прожиточный минимум – 1399 грн.
Ниже прожиточного минимума (за чертой бедности) проживают 92,37 % пенсионеров
0,82 % пенсионеров - 101,2 тыс. пенсионеров, получают пенсии в размере 1 045,7 грн.
91,55 % пенсионеров - 11 272,454 тыс. пенсионеров получают пенсии в размере 1 578,5 грн.

Прожиточный минимум в нашей стране постоянно растет, так же как и растут цены на товары и услуги, растет уровень инфляции. Вот посмотрите сами, какое правительство больше заботилось о своих гражданах, а которое занималось просто популизмом:
Президенты Украины
Правительство
Период
Прожиточный минимум
Уровень инфляции
В долларах США



Грн.
%


19.07.1994 – 23.01.2005
Виктор Ющенко
с 01.01.2000 по 31.12.2000
270,10

27,7


с 01.01.2001 по 31.12.2001
311,30
+ 14,88
7,18

с 01.01.2002 по 31.12.2003
342,00 
+ 9,86
0,92

с 01.01.2004 по 31.12.2004
362,23
+ 23,68
25,42
79,36
с 01.01.2005 по 31.12.2005
423,00 
83,76
23.01.2005 – 23.02.2010





с 01.01.2006 по 31.03.2006
453,00
+ 9,93
2,92
89,70
с 01.04.2006 по 30.09.2006
465,00 
92,08
с 01.10.2006 по 31.12.2006
472,00 
+ 14,41
5,91
93,47
с 01.01.2007 по 31.03.2007
492,00 
97,43
с 01.04.2007 по 30.09.2007
525,00 
103,96
с 01.10.2007 по 31.12.2007
532,00 
105,35
с 01.01.2008 по 31.03.2008
592,00 
+ 17,67
36,14
117,23
с 01.04.2008 по 30.06.2008
605,00 
124,74
с 01.07.2008 по 30.09.2008
607,00 
125,15
с 01.10.2008 по 31.10.2009
626,00 
127,23

с 01.11.2009 по 31.12.2009
701,00 
+ 67,76
15,67
87,84
23.02.2010 – 22.02.2014
с 01.01.2010 по 31.03.2010
825,00 
104,03
с 01.04.2010 по 30.06.2010
839,00 
105,80
с 01.07.2010 по 30.09.2010
843,00 
105,90
с 01.10.2010 по 30.11.2010
861,00 
108,17
с 01.12.2010 по 31.12.2010
875,00 
109,92
с 01.01.2011 по 31.03.2011
894,00 
105,51
с 01.04.2011 по 30.09.2011
911,00 
114,02
с 01.10.2011 по 30.11.2011
934,00 
116,90
с 01.12.2011 по 31.12.2011
953,00 
119,27
с 01.01.2012 по 31.03.2012
1017,00 
127,28
с 01.04.2012 по 30.06.2012
1037,00 
129,79
с 01.07.2012 по 30.09.2012
1044,00 
130,66
с 01.10.2012 по 30.11.2012
1060,00 
132,62
с 01.12.2012 по 31.12.2012
1095,00 
136,99
с 01.01.2013 по 30.11.2013
1108,00 
137,05
с 01.12.2013 по 31.12.2013
1176,00 
147,18
И.о. Александр Турчинов 23.02.2014 – 7.06.2014
1176,00 


51,27
7.06.2014
с 01.09.2015 по 31.12.2015
1330,00 
+ 44,56
117,49
56,24
с 01.05.2016 по 30.11.2016
1399,00 
54,52
с 01.12.2016 по 30.04.2017
1544,00 
57,14
с 01.05.2017 по 30.11.2017
1624,00 
62,80
с 01.12.2017
1700,00 


Растет и уровень инфляции. Если пересчитать прожиточный минимум в долларах, то в 2004 году прожиточный минимум составлял - 79,36 $. До конца 2013 года наблюдается рост – до 147,18 $ (т.е. на 85,46 %). С января 2014 года по сентябрь 2015 г. прожиточный минимум не меняется, при этом растет инфляция и доллар дорожает. До конца 2013 года прожиточный минимум был 146,18 $, а в 2014 г. – упал до 54,52 $ - на 62,96%. Учтите еще рост инфляции! Всего же с «революции достоинства» уровень инфляции составил  – 117,49%!!! За это же время прожиточный минимум, на основании которого рассчитываются пособия, социальные выплаты и вообще, строится политика государства, уменьшился со 147,18 $ до 62,80 $, т.е. в 2,34 раза!
Что происходит, когда минимальный жизненный уровень, установленный правительством, резко падает? Большая часть населения начинает жить хуже, т.е. фактически становится беднее.

Ключевым принципом правового государства является гарантия социальных прав и свобод.
Из доклада уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, раздел «Состояние соблюдения конституционных прав человека на социальную защиту».

2014 год.  Граждане обращаются к уполномоченному по поводу нарушения их прав на социальную защиту и достаточный уровень жизни, неэффективной защитой от бедности. Результаты парламентского контроля свидетельствуют, что инициированные правительством и принятые законодательные решения, которые затрагивают миллионы граждан, не были максимально прозрачными и обоснованными, а принимали их без мероприятий по минимизации их негативных последствий для населения и конструктивного социального диалога.
Искусственное снижение правительством прожиточного минимума, который является одним их важнейших показателей уровня жизни населения и определяет большинство показателей социального блока бюджета, дало возможность в 2014 году не показывать реальный уровень бедности в Украине. Это дает возможность показать Минсоцполитики снижение уровня бедности.
Реальный размер прожиточного минимума в Украине фактически более высокий, чем рассчитал Минсоцполитики, так как наборы продуктов питания, товаров и услуг не менялись более 14 лет. Кроме того, прожиточный минимум для работоспособных лиц не учитывает налог на доходы физических лиц.
Искусственное снижение официальной величины прожиточного минимума привело к тому, что он перестал быть базовым социальным стандартом для определения  достаточного уровня жизни граждан и применяется как «расчетный показатель» для сбалансирования бюджета. Такой подход нарушает конституционные права миллионов граждан Украины на достаточный уровень жизни и надлежащую социальную защиту.
Безусловно, на обеспечение социальной защиты влияет не только необъективно установленный размер социального стандарта, но и то, что долгое время он не пересматривался. Наряду с этим продолжается ошибочная практика использования при назначении социальных выплат самым бедным слоям населения неконституционного показателя - уровня обеспечения прожиточного минимума.
Уполномоченный по правам человека убежден в необходимости усовершенствования механизма назначения прожиточного минимума и повышение его размера, а также отмены применяемого сейчас для назначения социальной помощи показателя «уровень обеспеченности прожиточным минимумом», который не является государственным стандартом.
Обращения граждан свидетельствуют про особую остроту проблемы бедности среди нетрудоспособных граждан – пенсионеры и инвалиды.  Размер пенсионных и социальных выплат в своем большинстве недостаточен для обеспечения достойного уровня жизни, гарантированного 48 статьей Конституции Украины; не может обеспечить за счет этих выплат потребление основных продуктов питания, жилье, одежду и прочих продуктов первой необходимости. А инвалидам их выплаты не покрывают расходов на лечение, что нарушает нормы статьи 28 Конвенции о правах инвалидов.

2015 год
Граждане продолжают обращаться с жалобами о нарушении их прав на социальную защиту и достаточный жизненный уровень. Низкие пенсии, социальная несправедливость при их начислении, неэффективная защита от бедности. Расследования Уполномоченного по правам человека подтверждает это: нарушение прав человека на достаточный жизненный уровень, социально – экономические права, закрепленные Конституцией,  и международными договорами:
- неэффективность системы пенсионного и социального обеспечения граждан Украины, по которой качество социальных услуг и мероприятия по социальной защите крайне низкое, а социальные потребности наиболее уязвимых категорий населения не удовлетворяются в достаточной степени;
- несовершенство законодательства, которое регулирует вопрос назначения и выплаты пенсий, социальных выплат, материального обеспечения, установления льгот социально незащищенным категориям населения;
- не обеспечение государством объективного определения базового стандарта "прожиточный минимум", который является одним из важных показателей, что характеризует уровень жизни населения и определяет большинство показателей социального блока бюджета;
В контексте отмеченных выше проблем основным является преодоление бедности. Обнищанию населения в 2015 году способствовали девальвация национальной валюты, инфляция, повышение цен на товары и услуги, что сопровождалось сокращением реальных доходов и ростом расходов населения.
Но официально Минсоцполитики Украины значительный рост уровня бедности в Украине не замечает (как и в 2014 году)!!!
Стр. 417 Доклада Уполномоченного по правам человека – 2015 год:
Возможность спрятать в 2015 году реальный уровень бедности в Украине дает возможность искусственно снизить Правительству размер прожиточного уровня, который является одним из основных показателей, характеризующий уровень жизни населения. Реальный размер прожиточного минимума в Украине намного выше, чем рассчитанный Минсоцполитики как фактический, так как набор продуктов, товаров и услуг, которые  используют при его начислении, не изменялись более 15 лет. Кроме того, прожиточный уровень для работающего населения не учитывает налог на доходы физических лиц.
Все тоже, что писалось в Докладе за 2014 год. Никакой реакции правительства!!!

2016 год
Граждане продолжают сигнализировать о нарушении их прав на социальную защиту и достаточный жизненный уровень. Маленькие пенсии, социальная несправедливость, недостаточный жизненный уровень. Но правительство и депутаты ВРУ про это ничего  не знают, доклады уполномоченного не читают. А Минсоцполитики (благодаря искусственному занижению размера минимального жизненного уровня) опять дают правительству неверные данные об уровне бедности в нашей стране.
Стр. 348 Порушення права людей на достатній життєвий рівень, інші соціально-економічні права, закріплені Конституцією України, міжнародними договорами, зумовлені, в першу чергу, незабезпеченням державою об’єктивного визначення базового стандарту "прожитковий мінімум", який є одним із важливих показників, що характеризує рівень життя населення та визначає більшість показників соціального блоку бюджету.
Соотношения размеров  фактического и утвержденного ЗУ «Про Державний бюджет України на 2015 - 2016 рік» прожиточного минимума:
Показатель
Январь-август в 2015 г.
Сентябрь в 2015 г.
Май 2016 г.
Декабрь 2016 г.
Официальный
Фактический
Официальный
Фактический
Официальный
Фактический
Официальный
Фактический
Прожиточный минимум







в среднем на одного человека в месяц
1176
1536
1330
2518
1399
2615
1544
2862
С учетом налога на доходы физических лиц





2823

3097
Для основных социальных и демографических групп:
- для детей до 6 лет
1032
1477
1167
2421
1228
2609
1355
2868
- для детей от 6 до 18 лет
1286
1877
1455
2925
1531
3144
1689
3428
- трудоспособное население
1218
1611
1378
2624
1450
2679
1600
2924
С учетом налога на доходы физических лиц





3037

3326
- лица, утратившие трудоспособность
949
1224
1074
2100
1130
2220
1247
2436
Официальный - за Законом України «Про Державний бюджет України на 2015 – 2016 рік»
Фактический, в ценах января (сентября….)
Как видите, официальный прожиточный минимум отличается от фактического в два раза!!!

Відтак, показник прожиткового мінімуму громадян не виконує функцію базового соціального стандарту для визначення достатнього рівня життя громадян, а застосовується виключно як розрахунковий показник для збалансування Державного бюджету України. Це порушує конституційні права мільйонів українських громадян на достатній життєвий рівень та належний соціальний захист.
Слід звернути увагу на штучне затягування розгляду внесених протягом 2016 року до Верховної Ради України законопроектів стосовно підвищення соціальних стандартів. Зокрема законопроекти № 3785 та № 3793, незважаючи на те, що стосувалися підвищення прожиткового мінімуму у 2016 році, у минулому році Верховною Радою України не були розглянуті, а на сьогодні вже втратили актуальність у зв’язку із закінченням бюджетного року.
Крім того, Урядом не вживаються заходи з метою скасування показника “рівень забезпечення прожиткового мінімуму (гарантований мінімум)”, що не є соціальним стандартом, а відтак неправомірно застосовується при визначенні права на отримання державної соціальної допомоги малозабезпеченим сім’ям та встановлення її розміру, а також права на звільнення від плати за харчування дитини у дошкільних закладах.

Решением № 826/6362/15 Окружного административного суда г. Киев от 17.09.2015 признано противоправным бездействия Кабинета Министров Украины в частности – бездеятельность для установления минимального прожиточного уровня.
Суд обязал КМУ:
 принять предусмотренные законодательством меры,  
провести научно-общественную экспертизу набора продуктов питания, непродовольственных товаров и набора услуг для установления прожиточного минимума в Украине,
провести пересмотр содержимого наборов непродовольственных товаров, продуктов питания и услуг для основных социально демографических групп населения и установить размер прожиточного минимума в Украине на 2015 год в порядке и на основании положений Закона Украины "О прожиточном минимуме".
По мнению Уполномоченного по правам человека, на данном этапе достаточным будет принять фактический размер прожиточного уровня! Но не хотят…

2016 год.
Особливої гостроти проблема бідності набула серед непрацездатних осіб, представниками яких є громадяни, які отримують різні види пенсій, у т.ч. по інвалідності, соціальні державні допомоги. Розмір пенсійних та соціальних виплат, які отримують зазначені особи, в більшості випадків є недостатнім для забезпечення достатнього життєвого рівня, гарантованого статтею 48 Конституції України, зокрема для забезпечення за їх рахунок споживання основних продуктів харчування, житла, одягу та інших продуктів і послуг першої необхідності, а для осіб з інвалідністю – покриття додаткових витрат, пов’язаних з інвалідністю.
За даними Пенсійного фонду України, на обліку в органах Пенсійного фонду України станом на 1.01.2016 р. перебувало 12 296 502 пенсіонерів (без урахування даних АР Крим та м. Севастополя та районів Донецької і Луганської областей, тимчасово непідконтрольних українській владі), середній розмір призначеної пенсії (з цільовою грошовою допомогою) становив 1 669,51 грн. Станом на 1.01.2017 р. чисельність пенсіонерів зменшилась до 11 938 838 осіб, середній розмір пенсії яких становить 1 828,33 грн.
Водночас із загального числа пенсіонерів станом на 1.01.2017 р. пенсію, що є нижче прожиткового мінімуму для осіб, які втратили працездатність, отримували 983 168 осіб, у розмірі 949 грн (у розмірі прожиткового мінімуму на рівні грудня 2013 року) − 171927 осіб.
Однак пропозиції Уповноваженого залишились без належного реагування з посиланням на відсутність фінансових можливостей Державного бюджету України.

Особенно остро стоит проблема бедности среди инвалидов, а особенно – инвалиды детства. Размер их пенсий и социальных выплат не обеспечивает достаточный уровень жизни. Им не хватает на еду, одежду и лекарства. 

Данные Пенсионного фонда Украины:

Численность пенсионеров
Средний размер назначенной пенсии (с целевой денежной помощью)
на 1 января 2014 г.
13,5 млн. человек
1526,09 грн.
На 1 января 2015 г.
12,1 млн. человек
1581,54 грн.
На 01.01.2016 г.
12,3 млн
1700,22 грн.
Средний размер пенсий по видам:
Состоянием на:
1.01.2014
1.01.2015
Пенсии по инвалидности
1 406,45 грн.
1 432,11 грн.
Пенсии по потере кормильца
1 303,77
1 433,10
Пенсия за выслугу лет
2 192,59
2 244,32
Социальные пенсии
976,04
976,04

Пенсии в размере больше двух прожиточных минимумов имеют научные работники (ЗУ «Про научную и научно – техническую деятельность»), военнослужащие, госслужащие, народные депутаты и судьи с прокурорами.
Состоянием на:
1.01.2014
1.01.2015
"Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування"
1 439,09
1 485,48
"Про пенсійне забезпечення"
1 036,40
1 020,33
"Про державну службу" та "Про дипломатичну службу"
3 120,09
3 307,08
"Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб"
2 378,54
2 439,96
"Про статус народного депутата України"
15 303,39
14 194,75
"Про Національний банк України"
6 034,60
6 354,80
"Про державну підтримку засобів масової інформації та соціальний захист журналістів"
3 178,13
3 337,33
"Про службу в органах місцевого самоврядування"
2 845,42
2 986,22
"Про наукову і науково-технічну діяльність"
3 573,78
3 690,78
"Про прокуратуру"
6 722,68
6 935,98
"Про судоустрій та статус суддів"
12 059,80
15 948,61
"Про Кабінет Міністрів України"
14 977,22
15 118,63
"Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи" (стаття 54)
3 198,11
3 219,20

В 2014 году рост размера пенсий был за счет новоназначенных пенсий и индивидуальных перерасчетов пенсий за счет пересчета его стажа и заработной платы. Пенсионер работал и ему пересчитали пенсию. Массового ежегодного перерасчета пенсий, как это было в прошлые годы, не производилось, в связи с приостановкой в марте 2014 году 42 статьи ЗУ «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування» и некоторых других законов. Не производилось и повышение пенсионных выплат, которые были рассчитаны на основе прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.
Действующее пенсионное законодательство не способствует заинтересованности трудовому населению в собственном пенсионном обеспечении. Например, более 40 лет страхового стажа – размер основной пенсии ниже прожиточного минимума, в связи с чем производится доплата государственной адресной помощи, на сумму, которой не хватает до прожиточного минимума – ПКМУ от 26.03.2008 г. № 268. По данным Пенсионного фонда, на 1.01.2015 г. получателями таких выплат стали около 2,1 млн. пенсионеров (17,3 % от общего количества).
Действующий механизм индексаций денежных доходов населения не обеспечивает главную цель – частично или полностью компенсировать подорожание товаров и услуг, поддержать покупательскую способность населения страны в условиях роста цен - для соблюдения установленных Конституцией гарантий по обеспечению государством достаточного уровня жизни населения.
На сегодняшний день пенсии индексируют тем, кто кого они и так велики. Поэтому полностью не безосновательны утверждения граждан, что такой порядок является социально несправедливым. Такая ситуация обусловлена тем, что пенсионные выплаты, которые назначаются в зависимости от прожиточного минимума, не индексируются. Минсоцполитики обосновывает это тем, что поддержка покупательской способности пенсий осуществляется методом пересмотра их размера в связи с ростом прожиточного минимума. Однако, рост индекса потребительских цен (с учетом которого рассчитывается индексация) и размера прожиточного минимума не всегда соизмеримы. Особенно в 2014 году, когда размер минимального прожиточного минимума не увеличивался.
Уполномоченный по правам человека убежден в необходимости усовершенствования порядка индексации пенсионных выплат, который бы обеспечил справедливые и равные условия их расчета.
В условиях значительного повышения цен на товары и услуги, значительно усложнилось положение социально незащищенных слоев населения.
Выполнение судебных решений по выплате пенсий можно ждать годами.

Ирина Нестеренко

Немає коментарів:

Дописати коментар