- Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної власності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підприємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здоров'я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об'єкти, визначені відповідно до закону як об'єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчуження. Спадщина, визнана судом відумерлою, переходить у власність територіальної громади за місцем відкриття спадщини. Стаття 60. Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні” -

четвер, 28 грудня 2017 р.

Мифы и реальность – электроснабжение. Инвестиционные программы и тарифы

Нам говорят, для того, чтобы повысить надежность электроснабжения, необходимы деньги, т.е. инвестиции. Компании, занимающиеся производством и поставкой электроэнергии, разрабатывают инвестиционные программы, которые согласовывает им Министерство энергетики и НКРЕКП. Инвестиционные программы предусматривают модернизацию и обновление сетей и прочего имущества компаний, которое досталось им от государственных предприятий в собственность или в управление. А оплачивает инвестиционную программу потребитель, так как инвестиционная составляющая заложена в тариф на электроэнергию. Тарифы утверждает НКРЕКП, она же контролирует выполнение инвестиционных программ. Должна контролировать. А на сомом деле, констатирует печальный факт – инвестиционные программы хронически не выполняются. А куда деваются деньги, которые предусмотрены в тарифе на содержание сетей в надлежащем состоянии? Догадаться не трудно. Тогда вопрос – для чего создали НКРЕКП? Дальше без комментариев, выводы делайте сами. По моему мнению, картина довольно удручающая. До хозяйничали ….

 Из годового отчета НКРЕКП за 2016 год
Раздел 1. Информация про НКРЕКП
В 1994 году создана Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины. За основу взяли опыт регулирования США и британского OFFER. Финансируется за счет взносов лицензиатов.
На 1.01.2017 г. численность персонала 600 человек; в 2016 г. на содержание НКРЕКП государство потратило 52,2 млн. грн.
К основным заданиям НКРЕКП относятся:
- обеспечение эффективного функционирования рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;
- обеспечение защиты прав потребителей коммунальных услуг относительно их получения и качества по обоснованным ценам;
- реализация ценовой и тарифной политики
 Вмешательство государственной власти, органов местного самоуправления в работу НКРЕКП запрещено законом. Решения, принятые НКРЕКП не подлежат согласованию с органами государственной власти.
Страница 13. Важной составляющей тарифного процесса является формирование и утверждение инвестиционных программ, контроль за их выполнением.
На первом месте нарушений лицензионных условий в электроэнергетике стоит ненадлежащее состояние выполнения инвестиционных программ (стр. 181).
Зобов’язано ліцензіатів довиконати заходи інвестиційних програм 2014 та 2015 років у 2016 році на загальну суму 6 042 949,2 тис. грн.
(рис. 8.3.3).


    При затвердженні інвестиційних програм на 2017 рік зобов’язано ліцензіатів врахувати невиконані заходи інвестиційних програм 2014 та 2015 років на загальну суму 320 755,9 тис. грн. (рис. 8.3.2).
Відповідно до Плану заходів зі здійснення державного контролю ліцензіатів Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сферах енергетики та комунальних послуг, на 2017 рік, затвердженого постановою від 01.12.2016 № 2125, на 2017 рік заплановано 265 перевірок ліцензіатів.
Рис. 8.3.3. Зобов’язання ліцензіатів щодо довиконання заходів інвестиційних програм 2014 та 2015 років у 2016 році


     Электроэнергетика. Страница 19. Ключевою проблемою электроэнергетической отрасли является высокий уровень износа электроэнергетического оборудования, которое используется для производства, передачи и распределения электрической энергии, основная часть которого введена в эксплуатацию в 1960- 1970 годах прошлого столетия, а спроектирована по нормам 1950 годов. На преимущественном большинстве электрических станций проектный ресурс исчерпан и они эксплуатируются сверх эксплуатационного срока. Аналогичная тенденция наблюдается и с сетевым оборудованием систем передачи и распределения электроэнергии.

Надо реформировать и повышать тарифы. Этот тезис проходит красной нитью через весь доклад. Но мы же с вами не сегодня родились и уже имеем печальный опыт, поэтому не верим тому, что нам говорят. По моему, проблема в управлении и государственной политике.
Из отчета НКРЕКП за 2015 год
Раздел 2.1.2. Ключевые проблемы отрасли.
Высокий уровень износа оборудования приводит к увеличению расхода топлива на производство электроэнергии, неэффективного его использования и увеличения цены произведенной электроэнергии. На преимущественном большинстве станций проектный ресурс исчерпан. Изношенность основных фондов составляет 70 -80 %, расчетный уровень амортизации низкий, что усложняет выполнение работ по модернизации, реконструкции и приобретение нового оборудования. Аналогичная ситуация и с сетями. Мало инвестиций, надо повышать тарифы. Задолженность за купленную электроэнергию.
Просто замкнутый круг получается. Потребителю электроэнергия уже не по карману, а им все мало.
Страница 32. Основные показатели надежности электроснабжения для электро поставщиков (определяет НКРЕКП): индекс средней продолжительности долгих перерывов в электроснабжении (SAIDI), в 2016 году вырос на 11,8%. Перерывы в электроснабжении по вине компаний в Украине самые большие в Европе. Показатель SAIDI в Украине – 690 мин., в Румынии – 361, в Болгарии – 197, в Польше – 192. Самый низкий показатель в Дании и Германии – 12.
Приложение 2.2.1. Фактические значения индексов средней продолжительности долгих перерывов в электроснабжении SAIDI на уровнях напряжений 0,4 – 110 кВ по вине компаний (без предупреждений, связанные с технологическими нарушениями в электроснабжении):
В среднем по Украине: в 2015 г. – 617; в 2016 году – 690. Хуже всего  ДТЕК Донекцкоблэнерго (в 2015 г. – 1218; в 2016 году – 1482) и в ЕК Херсоноблэнерго (1133 и 1096). ПАТ «ДТЭК Днепрооблэнерго» в 2015 г. – 604; в 2016 году – 493.
Приложение 2.2.2. Фактические значения индексов средней продолжительности долгих перерывов в электроснабжении SAIDI на уровнях напряжений 0,4 – 20 кВ для населенных пунктов: ПАТ «ДТЭК Днепрооблэнерго» в городах 424,5; в сельских населенных пунктах – 777,7.
Прочие показатели качества (уровень напряжения, частоты и прочее) НКРЕКП не контролирует.
Отчетные технологические потери электроэнергии в сетях (класс напряжения 800- 220 кВ) в 2016 г. составили 3754,9 млн. кВт*час (2,66% от отпущенной электроэнергии). Технологические потери за год выросли на 0,11 %.
Страница 36. для создания условий снижения технологических потерь – инвестиционные программы, реализация которых должна осуществляться за счет предусмотренных в тарифах средств.
Тариф на передачу электроэнергии магистральными сетями для ДП «НЕК «Укрэнерго» был утвержден Постановлением НКРЕКП № 3147 от 29.12.2015 г. в размере 5,332 коп./кВт*час (без ПДВ) – вырос на 43,04 %. В 2016 г. пересмотр тарифа производился трижды.
Страница 39. Инвестиционную программу ДП «НЕК «Укрэнерго» НКРЕКП утвердило в 2016 г. а объеме 7 496 млн. грн. (24 % - тарифные средства, 15 % - неиспользованные средства 2015 г.). Предусматривали увеличение средств на реконструкцию подстанций. Выполнение – на 67,1 %.
Приложение 2.2.6. Плановые и фактические инвестиции в магистральные сети (инвестиционная программа ДП НЕК «Укрэнерго»):
С 2005 года ИП возросла на 2 507,2 %.
Год
План
Факт
Невыполнение, % 

Млн. грн. (с ПДВ)
2005
345
334
На 3,19 %
2006
522
506
На 3,25 %
2007
1075
912
На 15,16 %
2008
1059
810
На 23,61 %
2009
1 449
1 290
На 3,38 %
2010
1 617
1 194
На 26,16 %
2011
2 184
1 919
На 12,13 %
2012
2 902
1 992
На 31,36 %
2013
2 934
2 275
На 22,46 %
2014
2 527
2 153
На 14,80 %
2015
7 983
3 893
На 51,25 %
2016
8 995
6 033
На 32,94 %
Инвестиции в распределительные сети в соответствии с инвестиционными программами лицензиатов по распределению электрической энергии
Год
План
Факт
Невыполнение, % 

Млн. грн. (с ПДВ)
2003
1 168
553
На 52,48 %
2004
1 227
 783
На 36,19 %
2005
1 013
840
На 17,08 %
2006
1 183
1 056
На 10,74 %
2007
1 563
1 538
На 1,6 %
2008
2 397
2 298
На 4,09 %
2009
2 031
1 773
На 12,70 %
2010
2 671
2 079
На 20,14 %
2011
3 810
3 001
На 21,23 %
2012
4 974
4 239
На 14,78 %
2013
4 018
3 342
На 16,82 %
2014
3 261
2 117
На 35,05 %
2015
3 521
2 044
На 41,94 %
2016
4 382
3 230
На 26,27 %
2017
4 088



Страница 40. С 2011 года наблюдается существенное сокращение капитальных и ремонтных работ распределительными компаниями. Такая ситуация создает угрозы для обеспечения надежного и стабильного электроснабжения нормативного качества. Наблюдается большое количество жалоб потребителей на неудовлетворительное качество электроснабжения.
Страница 40. В 2016 г. исключены из структуры тарифов на распределение ПАТ «ДТЕК Днепрооблэнерго», ПАТ «Полтаваоблэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго» и ПАТ «Украинская железная дорога» АК «Харьковоблэнерго» не выполненные инвестиционные программы 2015 и 2014 годов.
Тариф на поставку электроэнергии в 2016 году увеличился на 26,9 – 28,2 %.
Страница 42. НКРЕКП утвердила инвестиционные программы для 35 лицензиатов по распределению электроэнергии. Основным источником финансирования является тариф (40%). Фактическое выполнение – 73,7%.
Тариф на производство электроэнергии АЭС с 2011 года вырос на 149,5%; ГЭС – на 444,2 %; ТЭС – на 2 130 %; ТЭЦ – на 76%.
Страница 54. В 2016 году завершено начисление инвестиционной составляющей проектов реконструкции Кураковской ТЭС ТОВ «ДТЭК Схидэнерго», Приднепровской ТЭС и Запорожской ТЭС. В 2016 г. не завершена реконструкция ни одного проекта. Действующим законодательством не предусмотрен возврат денег.
АЭС – собственность государства. Общий объем утвержденной НКРЕКП инвестиционной программы для ДП «НАК Энергоатом» на 2016 год – 5 237 млн. грн., выполнено на 84,2 %.
В 2016 году на финансирование мероприятий по безопасности АЕС было использовано 38,95% кредитных средств (от 2 170,3 млн. грн.).
Электрическую энергию на ГЭС и ГАЭС вырабатывают на ПАТ  «Укргідроенерго» та ДП «НАЕК «Енергоатом». Утвержденная инвестиционная программа – 448,612 млн. грн. (без ПДВ). В 2016 году компании трижды пересматривали тариф в связи с увеличением инвестиционной составляющей (1 372,434 млн. грн.). В структуре тарифа увеличили: на возврат кредитов, амортизационные начисления, на выплату дивидендов и налог на прибыль. При этом снижены расходы на капитальные инвестиции.
Приложение 2.3.1. Плановые и фактические выполнения инвестиционных программ ДП НАЕК Энергоатом:
Год
План
Факт
Невыполнение, % 

Млн. грн. (с ПДВ)
2012
2 280
1 954
На 14,30 %
2013
1 638
2 119

2014
3 286
1 942
На 40,90 %
2015
3 554
2 527
На 28,90 %
2016
6 218
4 392
На 29,37 %




    Общий объем утвержденных НКРЕКП инвестиционных программ для 17 ТЭЦ в 2016 г. 878,2 млн. грн. (реконструкция и модернизация, развитие основных фондов). Источники финансирования ИП: амортизационные начисления и неиспользованные в 2015 г. деньги ИП, тарифы на производство электрической и тепловой энергии (454 млн. грн. – 51,7%).


Анализ: Ирина Нестеренко

Немає коментарів:

Дописати коментар