Сторінки

четвер, 5 квітня 2018 р.

И снова про геноцид

Я читала уже доклады уполномоченного по правам человека за 2013, 2014, 2015 и 2016 года. Честно говоря, доклад прошлого года меня потряс. Я знаю, что у нас плохо и идет тенденция к ухудшению. Этот доклад иллюстрирует насколько плохо. Но не только иллюстрирует, но и объясняет, почему все так плохо. Прочтите, и поймете сами, какую огромную работу провели специалисты по правам человека. Жаль только, этот доклад не читают президент, члены правительства и депутаты Верховной Рады, т.е. те лица, которые нам и создали это плохо. Большинства проблем – это результат непродуманных действий правительства и нарушение депутатами Конституции Украины (принимают законы, идущие в разрез Конституционным нормам).

Доклад очень большой, поэтому я сокращаю, там где можно; выбираю наиболее интересные на мой взгляд разделы (то, с чем сталкиваюсь я и живущие со мной рядом). Прочтите сами и Вы найдете еще много интересного.
Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека. 2017 год
Раздел 1. Состояние социально – экономических прав человека в Украине
Результаты парламентского контроля – провозглашенные правительством «успехи» не остановили тенденцию дальнейшего ухудшения ситуации в этой сфере, т.е. социально – экономические права человека в Украине продолжают ухудшаться.
Прогрессирующая инфляция, девальвация национальной валюты, реализация антисоциальной политики в тарифах на жилищно – коммунальные услуги, цены на газ и электроэнергию для населения, отмена государственного регулирования цен на социально значимые продукты – все это свело на нет попытки правительства исправить ситуацию. Не дали позитивного результата повышение минимальной заработной платы и «осовременивание» пенсий в 2017 году.
По данным Государственной службы статистики, по итогам 2017 года показатель инфляции (индекс потребительских цен) достиг 13,7%. В 2014 г. индекс роста потребительских цен составлял – 24,9%, в 2015 г. – 43,3 %, в 2016 г. – 12,4 %.
Если в конце 2014 г. официальный курс гривны колебался на отметке 15 – 16 грн. за доллар США, то на конец 2017 г. составил уже 27-28 грн. В сравнении с официальным курсом $ на декабрь 2013 года, в декабре 2017 года:
 минимальная заработная плата сократилась со 152,25 до 118,1 $;  т.е. на 22,43 %
среднемесячная заработная плата – с 452,4 до 323,9 $; т.е. на 28,4%
минимальная пенсия – с 118,6 до 50,6 $, т.е. на 57,34 %
в 2017 году цены на продукты питания выросли на 18,3 %; на транспортные услуги для населения – на 16,7%. ПКМУ № 394 отменили государственное регулирование цен на социально значимые продовольственные товары.
За прошлый 2017 год цены на жилищно – коммунальные услуги, воду, электроэнергию и газ повысились для населения в среднем на 47%, в том числе, на электроэнергию – на 60 %. Рост цены на электроэнергию потянул за собой рост тарифов на горячую воду и отопление в среднем на 87 %. 
Антисоциальная политика повышение тарифов для населения продолжается и в этом году. С 1 января 2018 г. повышены тарифы на воду. Повышение тарифа на электроэнергию для предприятий неминуемо приведет к росту тарифов и для населения и росту цен на продукты питания.
Реализация пенсионной реформы в части повышения пенсий не обеспечивает надлежащей дифференциации размеров пенсий граждан зависимо от страхового стажа и заработка, а также надлежащего осовременивания пенсий.
Государственным бюджетом на 2018 год прожиточный минимум, уже в который раз, утвердили в размере, который обеспечивает потребности граждан только на уровне выживания. Прогрессирующее понижение уровня жизни в Украине отмечают и международные организации. По данным ООН в Украине за чертой бедности проживает 60% населения. В 2017 г. Украина остается в десятке наибеднейших стран мира (по версии американского делового издания Bloomberg). Сейчас наша страна на седьмом месте. Первые три места – Венесуэла, Южная Африка и Аргентина.
В связи с ситуацией в социальной и гуманитарной сферах страны, Уполномоченный по правам человека призывает Парламент и Правительство:
 немедленно изменить подход к социальной и ценовой политики, иначе будет катастрофа
в первоочередном порядке принять компенсаторные механизмы для преодоления последствий отмены госрегулирования цен на социально значимые товары
остановить рост тарифов и внедрить эффективный механизм льгот
Реализация идеи децентрализации в условиях сокращения промышленного  производства и бизнес – активности в частном секторе не привели к ожидаемой самодостаточности бюджетов местных территориальных громад.  Как последствие этого – громадам не хватает средств на обеспечение гарантий и льгот, предусмотренных законом для социально незащищенных слоев населения, поскольку финансовое обеспечение этих льгот законодательно переложили на местные бюджеты.
В прошлом году на проведение кардинальных системных реформ в экономике, финансовой,  налоговой и бюджетных сферах не осуществлено никаких реальных шагов, направленных на создание рабочих мест в промышленности,  для развития малого и среднего бизнеса.
В государственном бюджете на 2017 год не предусмотрели финансовое обеспечение для развития и поддержки украинской промышленности, предпринимательства. Банковская система не смогла дать льготное кредитование и средства на поддержку украинских товаров. Основные усилия и средства государства тратятся на поддержку обороноспособности и армию, в ущерб правам человека. Существенно нивелируется ценностная основа успеха любой реформы по улучшению жизни граждан. 
Вышеприведенная неблагоприятная экономическая, социальная и гуманитарная среда, отсутствие любых перспектив реализовать свои знания и навыки, найти достойную должным образом оплачиваемую работу вынуждает работоспособных и наиболее квалифицированных украинцев оставлять родину в поисках более достойной жизни для себя и своих семей за рубежом.
Несмотря на то, что Украина ратифицировала большинство наиважнейших актов в сфере прав человека, их действие на территории Украины номинальное. Полноценная и гармоничная жизнь и развитие человека - невозможны без обеспечения его базовых прав и свобод человека.
Уполномоченный по правам человека опять отмечает необходимость неотложного решения вопросов:
 преодоления бедности и сбалансированности интересов всех слоев населения,
повышения уровня жизни и обеспечения доступа к базовым услугам всех граждан,
развитие социальной инфраструктуры и расширения возможностей для самореализации каждого человека в безопасном, пригодной для жизни, среде
Закрепление и провозглашение экономических прав и свобод в законодательстве без их фактического выполнения не является показателем эффективной государственной политики.
1.1.  Соблюдение конституционных прав человека на социальную защиту
Проблемные вопросы, которые обуславливают нарушение права человека
- достаточный жизненный уровень и социально – экономические права, закреплённые Конституцией
- государство не обеспечивает объективное определение базового стандарта «прожиточного минимума», на основании которого определяется большинство показателей социального блока бюджета.
Одновременно, функцию прожиточного минимума нивелируют проблемы, связанные с необходимостью пересмотра методологических подходов определения этого показателя и системные нарушения законодательства его формирования. Так, утвержденные  в 2016 г. ПКМ № 780 от 11.20.2016 г. наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг не учитывают жизненно необходимые расходы, обусловленные реалиями современности; прожиточный минимум для работоспособного населения необоснованно не учитывает налог на доходы физических лиц.
Функцию прожиточного минимума нивелируют
-  последствия применения в законах про государственный бюджет показателя «уровень обеспечения прожиточного минимума» для назначения социальной помощи малообеспеченным семьям, который противоправно ограничивает размер этой социальной помощи и нарушает конституционное право граждан на уровень жизни, не ниже прожиточного минимума. 
- установленная ст.1 ЗУ «про прожиточный минимум» формула расчета прожиточного минимума в 2017 году не применялась, а размер прожиточного минимума (информация Министерства финансов) определялся исходя из размера прожиточного минимума на декабрь предыдущего года, умноженный на «прогнозный индекс потребительских цен. В частности на 2017 года – на основании утвержденного бюджета 2016 года размер прожиточного минимума в декабре 2016 года с учетом его повышения темпами на 2 % превышает показатель прогнозируемого индекса потребительских цен  на 2017 год.  Фактически, прожиточный минимум определялся ресурсным методом, а не рассчитывался, исходя из возможностей бюджета. 
Подтверждением этому является существенное отличие между размером законодательно установленного и фактического прожиточного минимума, который публикует Минсоцполитики Украины.
Показатель
Май 2017 года
Декабрь 2017 года

Законодательно установленный, грн.
Фактический, грн.
Законодательно установленный, грн.
Фактический, грн.
Прожиточный минимум (средний) на 1 человека в месяц
1 624
2 930
1700
3091
В 1,9 раза!
В 1,82 раза!
- с учетом налога на доходы физических лиц

3 359

3 544
В 2,07 раза!
В 2,085 раз!
- для детей до 6 лет
1 426
2809
1492
2974
В 1,97 раз!
В 1,99 раз!
- для детей от 6 до 18 лет
1777
3410
1860
3631
В 1,92 раза!
В 1,95 раз!
- работоспособных лиц
1684
3027
1762
3189
- с учетом налога на доходы физических лиц

3761

3962
В 2,23 раза!!
В 2,25 раз!!
- лица, утратившие трудоспособность
1312
2493
1373
2605
В 1,9 раз!
В 1,9 раз!
Одновременно с этим, и рассчитанный Минсоцполитикой прожиточный минимум намного ниже, чем реальный, так как при его расчетах использовались необоснованные наборы продуктов, товаров и услуг.
Прожиточный минимум утверждают без научно – общественной экспертизы сформированных наборов продуктов питания, товаров и услуг (Нарушается статья 4 Закона Украины «Про прожиточный минимум»).  Такая экспертиза предусмотрена Порядком проведения научно – общественной экспертизы наборов питания, наборов непродовольственных товаров и набором услуг для установления прожиточного минимума (ПКМУ от 24.09.1999 г № 1767).
Так, правительственным проектом Закона «Про Государственный бюджет Украины на 2018 год» (рег. № 7000 от 15.09.2017 г.), уже в который раз было предложено Верховной Раде Украины утвердить размер прожиточного минимума, обеспечивающий потребности граждан только на уровне выживания. Кроме того, нарушая пункт 1 часть 1 ст. 38 Бюджетного Кодекса Украины, не подали расчет стоимостной величины прожиточного минимума на соответствующий бюджетный период из расчета в месяц на одного человека, а также отдельно для основных социальных и демографических групп населения.
В связи с этим, Уполномоченный по правам человека направил Гройсману и Парубию свои протесты и предложения (размер прожиточного минимума утвердить на основе Закона о прожиточном минимуме), которые не были учтены при доработке Бюджета на 2018 год.
Последствием существующего несоответствия законодательства размер прожиточного минимума искусственно уменьшили, что приведет
-  к уменьшению всех социальных и пенсионных выплат
- ухудшение уровня жизни граждан
- дальнейшее обеднение населения и обострение социальной напряженности в обществе.

1.1.2. Мониторинг Уполномоченного по правам человека свидетельствует, что размер полученных гражданами пенсий и социальных выплат в своем большинстве, крайне низкий для обеспечения достаточного уровня жизни, гарантированного статьей 48 Конституции Украины, в частности:
- для потребления основных продуктов питания, обеспечения одеждой, оплаты жилья и услуг первой необходимости,
- для инвалидов – возмещение дополнительных расходов, связанных с инвалидностью.
В результате низкого уровня пенсионного обеспечения, остается высокий уровень бедности среди граждан пенсионного возраста.
Данные Пенсионного фонда Украины

Состоянием на 01.01.2018 год
Состоянием на 01.01.2017 год
Численность пенсионеров
Средний размер пенсии, грн.
Численность пенсионеров
Средний размер пенсии, грн
тыс. чел.
%
тыс. чел.
%
Всего пенсионеров
1
11 711,299
100
2480,46
11 956,198
100
1828,31
В том числе, получают пенсии







- до 800 грн.
2
22,526
0,2
647,08
83,365
0,7
708,55
- от 801 до 1 000 грн.
3
48,033
0,4
876,67
301,950
2,5
964,21
- от 1 001 до 1 100 грн.
4
2,534
0,02
1049,25
168,850
1,4
1055,02
- от 1 101 до 1 200 грн.
5
2,337
0,02
1148,87
251,026
2,1
1155,6
- от 1 201 до 1 300 грн.
6
2,255
0,02
1249,58
944,536
7,9
1254,88
- от 1 301 до 1 400 грн.
7
816,490
7,0
1373,32
2 001,737
16,7
1359,71
- от 1 401 до 1 500 грн.
8
1 792,043
15,3
1457,34
2 409,954
20,2
1450,41
- от 1 501 до 2 000 грн.
9
3 945,130
33,7
1706,75
3 243,603
27,1
1668,52
- от 2 001 до 3 000 грн.
10
2 630,809
22,5
2431,7
1 476,968
12,4
2403,03
- от 3 001 до 4 000 грн.
11
1 162,591
9,9
3434,15
637,809
5,3
3488,51
- от 4 001 до 5 000 грн.
12
513,198
4,4
4440,09
231,689
1,9
4402,78
- от 5 001 до 10 000 грн.
13
654,972
5,6
6719,62
185,639
1,6
6362,44
- более 10 000 грн.
14
118,381
1,0
12237,41
19,072
0,2
13177,91
Из общего количества пенсионеров (п.1) получают пенсию:







- по возрасту
15
8915,643
76,1
2557,55
9115,603
76,2
1808,93
- по инвалидности
16
1399,359
11,9
1399,359
1395,040
11,7
1705,88
- по потере кормильца
17
658,102
5,6
2382,36
693,817
5,9
1803,01
- за выслугу лет
18
646,023
5,5
2593,85
654,196
5,5
2384,93
- социальные пенсии
19
89,064
0,8
1450,02
94,867
0,8
1268,56
- пожизненное денежное содержание судей
20
3,108
0,03
24710,88
2,675
0,02
22022,06
Из общего количества пенсионеров (п.1) получают пенсию:







- ниже прожиточного минимума
21
83,745
0,7
870,03
984,553
8,2
1054,56
- в размере прожиточного минимума
22
766,222
6,5
1373
378,661
3,2
1373
- выше прожиточного минимума
23
10861,332
92,7
2571,01
10592,984
88,6
1921,01
Из общего количества персионеров (п.1):







- работающие пенсионеры
24
2333,040
19,9
2541,44
2318,387
19,4
1915,29
Примечание.
Пенсию в размере ниже прожиточного минимума для лиц, которые утратили работоспособность, получают также лица, которым назначено пенсию по потере кормильца на двух, трех и более членов семьи умершего кормильцы. Прочим категориям пенсионеров в случае, если насчитанный размер пенсионных выплат достигает прожиточного минимума (ПКМУ 265 от 26.03.2008 г.) назначается ежемесячная адресная помощь в сумме, которую не хватает до определенного размера.
Состоянием на 01.01.2018 г. численность получателей пенсионных выплат составила 11 711,299 тыс. человек. Средний размер назначенных пенсий – 2480,46 грн. Из общего количества пенсионеров 2 333,04 человек – работающие пенсионеры, которые вынуждены работать после выхода на пенсию, поскольку размер пенсий не позволяет им обеспечивать себе надлежащий уровень жизни.  В целом пенсию в размере ниже или на уровне черты бедности, определенной ООН для стран Центральной и Западной Европы (стоимость суточного потребления на уровне 5$) состоянием на 01.01.2018 г. в Украине получают 89 % пенсионеров.

Правительством декларировалось улучшение жизни пенсионеров с принятием новой пенсионной реформы. Верховная Рада проголосовала за так называемую пенсионную реформу. Однако, принятые ими в этой реформе подходы к начислению и перерасчету пенсий не обеспечили надлежащей диференциации размеров пенсий граждан в зависимости от приобретенного страхового стажа и полученных заработков, а также осовременивание уже назначенных пенсий.
По данным Пенсионного фонда Украины, в результате проведенного перерасчета пенсий с октября 2017 г. размер пенсий вырос с 10,2 млн. (с 11,7 млн.) получателей пенсий, в том числе повышенные пенсии получили:
- до 200 грн. – 4794,8 тыс. чел., или 40,94 %
- от 200,01 до 500 грн. – 2069,8 тыс. чел. или 17,67 %
- от 500,01 до 1000 грн. – 1291,6 тыс. чел. или 11,03 %
- более 1000 грн. – 2902,6 тыс. человек или 24,78 %
Средний размер пенсии вырос на 561,17 грн. (с 1886,78 грн. состоянием на 01.07.2017 г. до 2447,95 грн. состоянием на 1.10.2017 г.).
Многочисленные обращение граждан к Уполномоченному по правам человека свидетельствуют – их надежда на повышение пенсий не оправдалась. Среди прочих причин, перерасчет пенсий с 1 октября 2017 г. производился с коэффициентом оценки одного года страхового стажа в размере 1% вместо 1,35 % (по какому были рассчитаны уже ранее назначенные пенсии). В результате этого размер пенсий для большинства граждан существенно не повысился.
В нарушении конституционных принципов на запрет сужения существующих прав граждан, был увеличен страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту. Некоторые эксперты считают это скрываемым повышением пенсионного возраста.
Ухудшились условия льготного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан (работников образования, охраны здоровья и социального обеспечения).
Отменены специальные условия выхода на пенсию для отдельных категорий граждан.
Обозначенные изменения поставили в неравное положение граждан, которые будут идти на пенсию в будущем. Это обусловило рост еще большего недовольства государственной политикой среди граждан определенных категорий.
Недовольство граждан вызвало и принятое пенсионной реформой пенсионное обеспечение государственных служащих (на общих основаниях), не учитывающее факт уплаты ими страховаых взносов в повышенном размере за все время работы на должностях, которые давали право на пенсионное обеспечение по социальным законам.
Пенсионная реформа не урегулировала существующие проблемные вопросы в сфере пенсионного обеспечения, на необходимость решения которых Уполномоченный по правам человека обращался к органам исполнительной власти в предыдущих докладах.
Предложения и замечания к пенсионной реформе Уполномоченного еще на стадии ее разработке и обсуждения направлялись в Комитеты Верховной Рады Украины. В них обращалось внимание на риски нарушения прав граждан в связи с предлагаемыми нормами, которые сужают существующие ранее права. Но поддержки среди депутатов эти предложения и замечания не нашли.
Существующий механизм назначения (перерасчета) пенсий не обеспечивает надлежащую дифференциацию размера пенсий в зависимости от заработной платы, на которую насчитываются страховые взносы, и страхового стажа. Это, среди прочего, является свидетельством невыполнения правительством требований Плана мероприятий по реализации Национальной стратегии по правам человека до 2020 г. (утвержден распоряжением КМУ от 23.11.2915 г. № 1393- р).

1.1.3. Актуальным в 2017 году остается проблема погашения задолженности по пенсионным и социальным выплатам по судовым решениям. 
Принятые для урегулирования этой проблемы законы и подзаконные акты не обеспечивают ее решения из – за не предусмотренных в Бюджете на 2017 год этих статей расходов. Так в бюджете 2017 г. по программе выполнения судебных решений предусмотрели 500 млн. грн., а фактически на ее выполнение требуется значительно больше.
Отсутствует механизм погашения задолженности по решениям суда общеобязательного характера, вынесенных после 01.01.2013 года по социальным выплатам, должниками которых являются государственные органы. На сегодня эта проблема остается нерешенной, что обусловило социальное напряжение среди граждан, на пользу которых судебные решения приняты, но не выполняются. Это привело к многочисленным обращениям граждан Украины в Европейский суд по правам человека.

1.1.4. В 2017 году еще больше обострилась проблема обеспечения прав граждан, имеющих установленные законом льготы на проезд в транспорте общего пользования. С 01.01.2017 года компенсационные выплаты на льготный проезд должны выплачивать местные бюджеты. Однако не все местные бюджеты имеют возможность обеспечить перевозку граждан, имеющих льготы, в полном объеме.  Во многих регионах права льготной категории населения на бесплатный проезд совсем не урегулированы из – за отсутствия средств в местных бюджетах. Некоторые органы местного самоуправления решили эту проблему установлением ограничений на льготный проезд или обеспечивают только тех льготников, которые проживают на их территории (категорически отказываются оплачивать проезд льготников из других регионов).
Правительство планирует развязать эту проблему путем выдачи льготной категории граждан на эти цели денежных выплат. Но это решит проблему только там, где местные бюджеты имеют возможность. Там, где не имеют, проблема будет еще больше обостряться.

Верховная Рада и правительство никак не могут урегулировать условия для проживания бездомных лиц в специализированных учреждениях; обеспечение прав граждан, которым установлена причинная связь инвалидности, связанной с Чернобыльской катастрофой; не обеспечены пенсионные выплаты  гражданам, выехавшим на постоянное место жительство в другие страны и т.д. и т.п.

1.1.6. Остаются актуальными и требуют законодательного урегулирования проблемы, поднятые еще в докладе Уполномоченного за 2016 год:
- обеспечение минимального размера пенсии по возрасту в размере прожиточного минимум для лиц, утративших работоспособность; для лиц, имеющих вредный стаж (список № 1 и 2)
- нарушение права на пенсионное обеспечение со снижением пенсионного возраста для некоторых категорий чернобыльцев
- регистрация места проживания граждан, которые не имеют собственного жилья и проживают в арендованных помещениях и не имеют регистрации для получения ими пенсий и пособий
- дать возможность военным пенсионерам право получать пенсию в том банке, который они выберут
- отменить автомобильный налог на льготную категорию граждан

Редакция: Ирина Нестеренко

Немає коментарів:

Дописати коментар