Под
новый год, когда горожане традиционно готовились проводить старый и встретить
новый год, городская исполнительная власть провела конкурс по выбору
управляющих компаний, в результате чего тариф на содержание домов и придомовых
территорий возрос более чем в два раза. Управляющие компании выбрали не для
всех. Те сознательные граждане, которые организовались и вывели свои дома из
коммунального жилого фонда, имеют право сами выбирать себе управителей.
Когда
горожане (из тех, чьи дома остались на балансе городского совета) через месяц
получили платежки, их негодованию не было предела. Стали искать виноватых. На
одной из сессий городского совета депутат Загид Краснов обвинил исполнительный
комитет в поддержке коммунальных ЖЭКов и злонамеренном отстранении от участия в
конкурсе частных компаний, в результате чего горожане получили такой
грабительский тариф. А если благодаря усилиям депутатского корпуса проведут
новый конкурс и вместо коммунального ЖЭКа в роли управляющей компании у нас
появится частное предприятие, тариф будет снижен, но коммунальный ЖЭК уйдет в
небытие, нас это устроит? Территориальная громада потеряет еще одно свое
предприятие, т.е. свою собственность, а что приобретет взамен? Еще одно частное
предприятие, которое заменит коммунальный ЖЭК и еще одну головную боль, так как
с частным предприятием разговор будет совершенно другой. А скорее всего, и
разговора никакого не будет. Вы можете вспомнить пример конструктивного диалога
с частной газовой компанией, или с частной компанией, поставляющей вам электроэнергию?
Как эффективно помогает вам городская власть и городской совет по вопросам газо
и электроснабжения? Чаще всего нам говорят, что эти вопросы не находятся в
компетенции местного самоуправления. Вот
точно также будет и с управляющими компаниями.
Мне
кажется, что новый тариф на обслуживание жилых домов, это результат
целенаправленной политики по реформированию ЖКХ, проводимой уже не один год. К
сожалению, никто из нас не интересовался этими реформами, поэтому и проморгали. Теперь эти реформы вышли на финишную прямую,
а мы все еще не разобрались, куда они нас приведут.
Вначале,
о самих реформах.
В
1999 году президент Л. Кучма подписал Указ «Про ускорение реформирования
жилищно – коммунального хозяйства». Реформирование предполагалось методом постепенного
внедрения экономически обоснованных цен и тарифов. В результате квартирная
плата стала постепенно расти и доросла до 6,70 грн. за кв. м.
Когда
Украина еще не была «самостийной», квартирная плата составляла в бюджете
советской семьи в среднем 4 % всех ее расходов; к началу 90 –х годов – 1,8 %
семейного бюджета. А потом начали активно реформировать ЖКХ и в результате
этого реформирования коммунальные услуги
стали занимать в семейных бюджетах украинцев на конец 2017 года – 25,3 %.
Специалисты считают, что когда стоимость
коммунальных услуг превышает 12 % семейного бюджета, то семьи предпочитают
накапливать долги за коммуналку, чем экономию на питании или на лечении и
прочих своих потребностях.
Экономически
обоснованные цены привели к росту долгов за коммуналку. Например, в январе 2018
года жители нашей области за жилищно – коммунальные услуги заплатили 946,8 млн.
грн., что составляет 58,4 % насчитанного за январь. Это данные областного
управления статистики (экспресс – выпуск № 40 от 02.03.2018 г.). Долги
населения за содержание домов и придомовых территорий составляют 624 млн. грн.
Долг
населения за коммунальные услуги на 1 января 2010 года составлял 1 619,7 млн. грн., на конец января 2018
года – 2000, 7 млн. грн., т.е. вырос за 8 лет на 23,5 %. Субсидию на оплату коммунальных услуг в 2018
году получили 551,3 тыс. домохозяйств на сумму 12,5 млн. грн. В 2010 году –
42,2 тыс. домохозяйств, на сумму 6,5 млн. грн.
Результаты, как видите, налицо!
Попутно
предполагалось, что и качество услуг будет повышаться. Но в росте тарифов
заинтересована городская власть, управляющая коммунальными ЖЭКами, а в качестве
услуг, заинтересованы сами потребители, которые почему то контролировать
качество услуг категорически не хотят. Вернее, хотят, но не сами, а чтобы за
них это делал кто то другой. Самим хлопотно, времени нет и не хочется. О
прозрачности формирования тарифов я даже говорить не хочу, это уже такой миф, в
который никто не верит.
Для
того, чтобы у нас наступило коммунальное счастье, правительство планирует и
далее развивать конкурентный рынок и устраниться от его контроля. Для развития
конкурентного рынка предполагается ввести туда частные предприятия. Попутно,
правительство планирует усилить разъяснительную и организационную работу по созданию
органов самоорганизации населения с целью привлечения их к управлению жилым
фондом (ОСББ). Еще планировали привлечь инвестиции (частные и зарубежные) для
ремонта, усовершенствовать механизм кредитования и т.д.
Частным
предпринимателям в то время было не до того. В то время они активно прибирали к
рукам промышленные предприятия. А коммунальные услуги и жилой фонд их пока еще
не интересовал. Городские чиновники тоже не могли остаться в стороне от
приватизации госимущества, поэтому пользуясь своим служебным положением,
залезали бесконтрольно в карман коммунальных ЖЭКов, в результате квартирная
плата использовалась на все, что угодно, только не на содержание домов.
Граждане, привыкшие уже к такому положению вещей, или просто наблюдали, как
ветшает их жилой фонд, или своими силами пытались хоть что то отремонтировать.
В
2002 году Кабинет Министров утверждает новую программу реформирования ЖКХ. На
то время «дійшов критичної межі технічний
стан мереж і
споруд, які
експлуатуються підприємствами житлово-комунального господарства», 30% водопроводных и 27 % канализационных сетей, 14 тыс. км тепловых сетей находятся в аварийном состоянии. Планово – предупредительные ремонты заменились аварийно – восстановительными, расходы на которые в 2- 3 раза выше. Ухудшилось состояние жилого фонда, 4% которого уже отнесены к категории ветхого или аварийного. Лифтовое хозяйство оказалось на черте полной остановки.
експлуатуються підприємствами житлово-комунального господарства», 30% водопроводных и 27 % канализационных сетей, 14 тыс. км тепловых сетей находятся в аварийном состоянии. Планово – предупредительные ремонты заменились аварийно – восстановительными, расходы на которые в 2- 3 раза выше. Ухудшилось состояние жилого фонда, 4% которого уже отнесены к категории ветхого или аварийного. Лифтовое хозяйство оказалось на черте полной остановки.
Статистика
свидетельствует: состоянием на 1.01.2009 года дебиторская и кредиторская
задолженность отрасли составила 10,1 и 9,4 млрд., убытки в 2008 г. – 1,6 млрд.
грн.! Каждый третий жилой дом требует капитального ремонта. В аварийном
состоянии пребывают более трети водопроводно – канализационных и тепловых
сетей, около 30 % тепловых пунктов, более 20% мостов и путепроводов. Требует
замены 87% городского электротранспорта, 70% автотранспорта (используемого в
сфере благоустройства), 40 % насосного оборудования и котлов, более 20 тыс.
лифтов. Не отвечает санитарным нормам половина полигонов твердых бытовых
отходов. Каждый год неизвестно откуда появляется значительное количество
несанкционированных свалок.
Решение
этого вопроса требует усовершенствование подходов к финансовому обеспечению
Программы и привлечение средств зарубежных и частных инвесторов.
Вначале с коррупцией поборитесь, а потом
деньги просите! И хорошо бы еще проверить тех частных и зарубежных инвесторов,
которые уже зашли и уже работают в сфере ЖКХ. Например, «Энергия ТМ»? Откуда
она взялась и с какой целью здесь орудует? Что уже успела натворить и почему ее
руководители прописались в городском совете?
Правительство
упорно настаивает на установление рыночных отношений в сфере ЖКХ, а они все
никак не устанавливаются. Под рыночными отношениями подразумевается развитие
конкуренции и привлечение частных инвестиций, что мне категорически не
нравится. Печальный опыт уже показал, к чему это приводит. Печальный опыт – это
рынок газа и электроэнергии, монополизированный частными компаниями, которые
удивительным образом вдруг оказались
офшорными компаниями, зарегистрированными в основном на Кипре и Великобритании.
А
теперь о том, как эту программу собираются выполнять.
Внедрение
института управителей имущественных жилых комплексов – я так понимаю,
коммунальные ЖЭКи собираются потихоньку убирать.
Согласование
интересов территориальных громад и инвесторов – застройщиков - а на деле, упрощают процедуру получения
разрешительных документов и устраняют территориальную громаду от участия в
процессе застройки. А что касается реконструкций кварталов и сноса аварийных
жилых домов, то тут еще интересней, можно и без квартиры остаться. Приватизация
квартир возможна только один раз. Если жилье аварийное, вас могут переселить в
новую квартиру, но приватизировать ее вы уже не сможете. Или будите ее выкупать
или будите жить в социальном жилье. Пока еще нет (я подозреваю, что и не
предвидится) законодательного акта, регулирующего этот вопрос.
Разработка
программ обучения по вопросам образования объединений совладельцев
многоквартирных домов (ОСББ) и управителей жилым фондом.
Способствовать
организации ОСББ
Все
перечислять не имеет смысла. Я остановлюсь на главном – жилой фонд довели до
плачевного состояния и теперь государство умывает руки, берите и управляйте
сами. Создавайте ОСББ, нанимайте частные управляющие компании.
Но
тут еще государство намерено и подзаработать. Пока наши дома являются
коммунальной собственностью и находятся на балансе городского совета, земля на
которой стоит дом и придомовая территория общая, т.е. коммунальная и налог за
эту землю платить не надо. А вот как
создадите ОСББ, станете собственником
(т.е. юридическим лицом), то будите платить, никуда не денетесь. А для этого,
предусмотрели:
-
разработать порядок определения придомовой территории и передачу ее ОСББ;
-
реализовать положения Закона «Про совладельцев многоквартирных домов» -
обязательное закрепление земли и придомовых территорий;
Следовательно,
земельный налог будите платить, никуда не денетесь.
А
чтобы не экономили и сами по очереди не убирали свою территорию или сами не ремонтировали
то, что сможете своими силами, предусмотрели
сертифицировать жилые услуги, чтобы
нанимали те организации, которые эти сертификаты получили.
Мои
опасения по поводу существования коммунальных предприятий оказались не
беспочвенными. Предполагается разработка проектов:
про
особенности передачи в аренду и концессию объектов централизованного водо -, и
теплоснабжения и водоотведения, которые находятся в коммунальной собственности;
про
акционирование предприятий коммунальной собственности, которые оказывают
коммунальные услуги
Постепенно
собственность территориальных громад в виде коммунальных предприятий будет
приватизирована, а мы окажемся в заложниках частных управляющих компаний. К
кому тогда побежите жаловаться? Не
научил еще вас опыт приватизации промышленных предприятий?
А
для того, чтобы коммунальные ЖЭКи быстрее ушли в небытие, вводится специальный
режим налогообложения.
И
в конце – ожидаемые результаты.
Общее
количество образованных ОСББ: 2009 год – 11,215 тыс., 2010 год – 14,580 тыс., 2012
год – 20,140 тыс., 2013 год – 32,950 тыс., 2014 год – 45,53 тыс.
Часть
общей площади жилого фонда (многоквартирные дома), которые обслуживаются ОСББ и
прочими формами самоорганизациями населения (кооперативы) – до конца 2014 года
70 %.
Часть
общей площади жилого фонда (многоквартирные дома), которые пребывают в
управлении коммунальных ЖЭКов – до конца 2014 года – 20 %.
Довести
уровень оплаты населением услуг централизованного водоснабжения и
водоотведения, теплоснабжения и содержания домов и придомовых территорий до 98
%.
Уровень
возмещения доходами затрат – до 100 % - это значит, никаких дотаций!
Уровень
рентабельности 7-12 % чистого дохода
А
вот с техническим переоснащением планы гораздо скромнее.
Часть
ветхих и аварийных домов жилого фонда с 0,6%
снизить до 0,4%;
Часть
ветхих и аварийных тепловых сетей с 15%
довести до 10,2 %
Часть
пассажирского транспорта с сроком эксплуатации, превышающем нормативный – с 87
% довести до 45%
Оборудовать
многоквартирные дома приборами учета холодной воды с 45,4 % довести до 92 %:
тепла – с 23,5 довести до 66,4 %
В программе реформирования и развития
ЖКХ в Днепропетровской области на 2010 – 2014 года предусматривалось до 2014
года довести количество ОСМД до 70 % от общего количества домов.
Всего на начало 2014 года в области
функционировали 1069 ОСМД, что
составляет только 13,4% от запланированного Программой показателя (план до 2014
г. — 7 965 ОСМД).
Тогда, в 2014 году стало совершенно
ясно, что все программы так называемого реформирования провалились. Граждане
оказались несознательными, и создавать ОСББ ну никак не хотели.
И
вишенка на торте
Для
того, чтобы ускорить процесс создания ОСББ, заменить коммунальные ЖЭКи частными
управляющими компаниями и снять жилой фонд с балансов городских советов, 14 мая 2015 года президент подписал закон «Про особливості здійснення права
власності у багатоквартирному будинку».
Переходными
положениями этого закона было установлено, что если в течение года не создали
ОСББ, то услуги по содержанию дома будут предоставляться субъектами
хозяйствования, определенными этим законом, например – частными управляющими
компаниями, а цена услуг определяется по результатам конкурса, которые не могут
регулироваться местными органами власти.
И
последним пунктом – Кабинету Министров разработать порядок списания жилого
фонда с балансов министерств, органов исполнительной власти, госпредприятий и
органов местного самоуправления. Пересмотреть и отмену нормативных актов,
которые противоречат этому закону.
Кабинет Министров Постановлением № 301
от 20.04.2016 г. утвердил Порядок списания с баланса многоквартирных домов. В
этом документе я не нашла самого главного, кому будут передавать на баланс те
дома, которые не создали ОСББ?
А
недавно этот вопрос поднимали на одном из совещаний в горисполкоме. Можно ли
передавать жилые дома коммунальной формы собственности (у нас в городе таких
более 80 %) на баланс частных управляющих компаний? А если нет, то куда эти
дома списывать? Пока еще решения по этому вопросу нет. Поэтому и тариф подняли,
чтобы поскорее создавали ОСББ и снимали дома с баланса городского совета.
Что
еще такого существенного по программе реформирования ЖКХ было выполнено? С 2014
году в нашем городе пошел процесс ликвидации коммунальных ЖЭКов.
В
2014 году по требованию общественных активистов, общественных организаций и
политических партий была создана специальная комиссия по изучению деятельности
исполнительного комитета и коммунальных предприятий (председатель комиссии –
Е.Г. Багдасарян). Комиссия проверила деятельность коммунальных ЖЭКов и
предоставила отчет. Отчет этот по моему мнению, надо было отправить в
прокуратуру. К сожалению…
Вот
выдержки из этого отчета:
КП
«Жилищно – эксплуатационное предприятие № 53» Днепропетровского городского
совета. Состоянием на 01.04.2014 г. и 01.11.2014 г.на балансе предприятия нет
жилых домов. На 01.01.2014 г. в штатном расписании 22,5 штатных управленческих
единиц, фонд заработной платы 81,438 тыс. грн./ месяц. Средняя з/п – 3619 грн.
месяц на 1 штатную единицу. Технический аппарат составлял 72,5 штатных единиц,
фонд заработной платы 164,311 тыс. грн./ месяц. (2266 тыс. грн. в месяц на 1
штатную единицу).
Состоянием
на 01.11.2014 г. на предприятии работают 2 ИТР с фондом оплаты 13,477 тыс. грн.
(6,73 тыс. грн. на одного). Технический персонал отсутствует.
Комиссия
делает вывод, что по состоянию на 01.11.2014 г. предприятие не выполняет своих
функциональных обязательств, которые определены в Уставе и целью образования
предприятия.
Вывод
комиссии – осуществлять работу по оплате и взысканию задолженности по предприятию
некому. Есть вероятность того, что задолженность и далее будет существовать, в
связи с чем могут возникнуть судовые претензии с боку кредиторов, арест счетов
и основных средств предприятия.
Управление
жилищного хозяйства Днепропетровского городского совета не надлежащим образом
осуществляет оперативное управление КП «ЖЭП № 53». Обязать директора КП
провести работу по оплате кредиторской задолженности и взыскания дебиторской
задолженности.
КП
«Жилищно – эксплуатационное предприятие № 50» - жилых домов на балансе было 41
(на 01.01.2014), а к конце года – нет. Из ИТР было 19,5 штатных единиц,
осталась 1. Из технического персонала – было 84,5 ед., осталась – 1. Заключение комиссии - на 01.11.2014 г. предприятие не выполняет
своих функциональных обязательств, которые определены в Уставе и целью
образования предприятия.
И
так далее, везде одно и то же. Персонал увольняют, работы не выполняют.
В
2015 году я подала письменный запрос на информацию – кто разрешил ликвидировать
производственные подразделения Самарского ЖЭКа, уволить технический персонал, а
выполнение работ по содержанию домов и придомовых территорий перепоручить
непонятным частным предприятиям. Ответа тогда так и не получила, хотя
спрашивала довольно долго. А потом надоело и так все ясно.
И
еще одна информация к размышлению. Жилой фонд нашего города – 6 703
многоквартирных дома. Из них, 81 %
коммунальной формы собственности, т.е. находятся на балансе городского совета.
Отчет про выполнение Программы экономического
и социального развития на 2017 год. В 2017 году выполнено капитальных ремонтов
в 162 домах. Ремонт крыш – 38 домов, лифтов – 114, ремонт сантехсистем – 5,
ремонтно – строительные работы – 2 дома, ремонт фасадов – 3 дома. Текущие
ремонты – 1450 домов.
А
в апреле 2017 года квартплату повысили!
А
кто проверял этот отчет? Можно ли ему доверять?
Итак,
что мы имеем. Треть домов жилого фонда требует капитального ремонта.
Коммунальные ЖЭКи ликвидировали свои производственные структуры и выполняют
только роль посредника между фактическим исполнителем услуг и потребителем
услуг. Качество услуг не проверяется, перерасчетов не было. 81 % жилого фонда
все еще находится в коммунальной собственности, создавать ОСББ граждане не
спешат, более того, сейчас этот процесс (до повышения тарифа) практически
остановился. Городской совет думает, куда списывать жилой фонд. Долги за
коммуналку растут. Дома и коммунальные сети в состоянии близком к критическому
(это мое субъективное мнение). Частные управляющие компании на низком старте
(опять таки, мое субъективное мнение).
Зачем
частным компаниям наша коммунальная сфера услуг? А все остальное уже разобрали,
а кушать хочется.
Вот
такая безрадостная картина. А общественность города все еще молчит, граждане
все еще чего то ждут. Может быть пора, и подумать всем миром как выходить из
этого тупика? Или будем ждать, пока нас из квартир начнут выселять и
окончательно пустят по – миру?....
Ирина Нестеренко
Час оговтатися від пелени псевдореволюційної "романтики" 1990-х р.р., чому ми "ЗАВДЯЧУЄМО" узурпацію влади в УКРАхЇНІ нуВОРиством! У Додатках дещо з моїх авторських праць і есеїв, що вони мають вчинити інтелектуальний прорив у свідомості й підсвідомості Української нації, яка не буде ніколи украХїнською... З повагою, Олександр Нагорний… https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:A9DXUnMIPzsJ:
ВідповістиВидалитиhttps://psv4.vk.me/c537600/u107756497/docs/debea4734a54/Olexandr_Nagorniy_Konstitutsiya_Ukrayini_novitnio.pdf%3Fextra%3DUarDBzI_xfqA1-jzjWTV1DzuZhs2ci5wiPjcWGDF26_WG_JP55Kxva0gilACnXBobp30Vy4hGXSHTJtblkrPPtrglP16NhAQGk2tgPfrEw+&cd=4&hl=uk&ct=clnk&gl=ua; http://uascientist.ning.com/profiles/blog/list, http://uascientist.ning.com/profiles/blogs/2031682:BlogPost:127299, https://www.facebook.com/messages/t/Ukrainiandiasporaintheworld...
Олександр Нагорний ПРО СЕМАНТИКУ, ІДЕОЛОГІЮ І КОНСТИТУЦІЮ УКРАЇНИ НОВІТНЬОЇ РИНКОВОЇ ДОБИ . – [Електронний ресурс] . – Режим доступу :
https://www.facebook.com/groups/1365370856930171/?hc_ref=ARRKOmHBId0bX3PHhhIsXQdVZUriirs2hiWXjTbMLqtinC4hNhJFjnhsqRoYD7gN0ek&fref=gs&dti=1365370856930171&hc_location=group.
http://bbc-ccnn.com/os-chomu-nas-hochut-pozbaviti-pasportiv-ta-nadati-plastikovi-kartki-ukrayintsi-narodzheni-do-1991-roku-mayut-pravo-na-majno-derzhavi-kotre-privlasnila-banda-reketiriv/#comment-290
Цікаво, а що вони думають стосовно оцих реалій: Може, хвате вже бадяжить ефіри безідейно!? Фіглярство ні до чого путнього не призведе…
ВідповістиВидалитиНегідники! Субсидія - це є жебрацька подачка від хитровишиваної привладної камарилії обездоленому національному люмпенові, який не відає справжньої сутності цих подачок, що ці з кров'ю і потом нашим, підприємницьким, дерибаняться й роздаються тіпа "малодохідним", на справді невігласно залежним від привладної грабівничої тіпа "влади"! Для фізосіб-підприємців (ФОП) оце нещастя на нашу голову узагалі "вималювало" такі "розрахункові" наддоходи, аби не призначати субсидію, що, як мовиться, мало мєста... При цьому, ФОП, який не отримує відшкодування ПДВ, платить монопоДлістиним негідникам двічі: НАГЛО ПІДВИЩЕНІ ТАРИФИ + 20% ВІД ОБІГУ ТОВАРІВ, КАПІТАЛІВ ТА РОБОЧОЇ СИЛИ, ЩО ЦІ НЕ ВІДШКОДОВУЮТЬСЯ! І ТО ЗА ТОВАР (ПРИРОДНИЙ ГАЗ), ЯКИЙ ЗГІДНО З КОНСТИТУЦІЄЮ УКРАЇНИ НАЛЕЖИТЬ НАМ - НАРОДОВІ! Мы вам, по-холуйски воспитанным дурням, и мыслящим не головой, - гниль-нутром, не вдруг продиктуем диктант диктатурный: вызмозолим вас вдрызг пролетарским, научным ПЕРОМ! В отместку лапши на хохляцкие ухи ПОСАДИМ на хлеб да на соль, на сухарик с макухой! УКРАвЇНІ потрібні нині: Філософія, Методологія, Доктринологія, Ідеологія, Політика, а по тому: Стратегія, Тактика і Практика цивілізованого РЕСПУБЛІКАНСТВА, що вони досі проходять мимо отого маст(р)одонського, безідейного тіпа "істРеблішменту"... І такії у НАС Є! Так звані "неформатні" вирази й висловлювання МИ, НАЦІОНАЛЬНІ ПІДПРИЄМЦІ-ПОЛІТИКИ, зазвичай не вживаємо у відкритих засобах масової інформації... Ми свідомі стриманого евфемізму в речах, проте є непримиренними в борні за НАШУ І ВАШУ СВОБОДУ. http://www.uk.x-pdf.ru/5physiology/1220925-1-pro-semantiku-ideologiyu-konstituciyu-ukraini-novitnoi-rinkovoi-dobi-lviv-spolom-udk-3401-3425-3427-8-330123.php
З повагою, Олександр Нагорний, підприємець, публіцист, політик, мовознавець.
https://sociologiyau.blogspot.com/2017/01/blog-post.html?showComment=1525118446967#c333121523089784003, http://uascientist.ning.com/profile/OleksandrNahornyy, https://www.facebook.com/nagornybook/posts/1433353116699714?comment_id=1436146499753709&hc_location=ufi... https://ukrliber.blogspot.com/p/blog-page_4.html?showComment=1506447903944... http://politiko.ua/home, http://politiko.ua/blogpost150007, http://politiko.ua/blogpost150009, http://politiko.ua/blogpost150027, https://www.youtube.com/watch?v=V92En5axlrs...