Сторінки

вівторок, 17 жовтня 2017 р.

Чем отличается фактический прожиточный минимум от официального Манипуляции с прожиточным минимумом

По расчетам Минсоцполитики, фактический размер прожиточного минимума, больше официально утвержденного - в 2,09 раз!!!

 

Прожиточный минимум очень важный  государственный социальный стандарт, на основании которого дается оценка уровня жизни в стране.
А теперь давайте посмотрим, что говорится о прожиточном минимуме в главном законе Украине – Конституции. Конституция дает нам право на достаточный уровень жизни (ст. 48), включающий в себя достаточное питание, жилье и одежду. Каждый гражданин имеет право на социальную защиту (право на обеспечение при утрате трудоспособности по болезни и старости, при потере работы). Пенсии и прочие социальные выплаты должны обеспечивать уровень жизни, не ниже от прожиточного минимума, установленного законом (ст. 46). Каждый гражданин имеет право на заработную плату не ниже, чем определено законом (ст. 43), т.е. не ниже минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (Закон Украины «Про оплату праці», ст. 9 и 10).

Обращаю ваше внимание на главное – Конституция дает нам право иметь доход в виде пенсий, социальных выплат и заработных плат не ниже прожиточного минимуму.

Вы очень удивитесь, когда прочтете Закон Украины «Про державну соціальну допомогу малозабезпеченим сім'ям». С одной стороны, этот закон направлен на реализацию конституционных гарантий граждан, т.е. получать заработную плату и пенсию не ниже прожиточного минимума, а с другой стороны – уровень прожиточного минимума устанавливается в зависимости от бюджета станы.
Цей Закон спрямований на реалізацію  конституційних  гарантій
права  громадян на соціальний захист - забезпечення рівня життя не
нижчого від прожиткового мінімуму
шляхом надання грошової допомоги
найменш соціально захищеним сім'ям.
Стаття 5. Розмір державної соціальної допомоги
Рівень забезпечення  прожиткового   мінімуму   встановлюється
виходячи з  реальних  можливостей  видаткової  частини  Державного
бюджету України
і затверджується одночасно з прийняттям закону про
Державний бюджет України на відповідний рік.

А что о прожиточном минимуме говорится в Законе Украины «Про Державний бюджет України на 2017 рік» (редакция от 03.08.2017 г.)? В статье 7 прожиточный минимум с 1 января 2017 года установлен 1544 грн. на одного человека в месяц; с 1 мая – 1624 грн., с 1 декабря – 1700 грн. В статье 8 установлен размер минимальной заработной платы – 3200 грн. в месяц.
А теперь внимание! Статья 9 – установить в 2017 году уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения социальной помощи малообеспеченным семьям:
- для трудоспособных граждан 20% от прожиточного минимума трудоспособных лиц (с 1 января 2017 г. - 1600 грн., с 1 мая - 1684 грн., з 1 декабря - 1762 грн.). Следовательно, трудоспособные граждане, оказавшиеся в трудном материальном положении – заболели или потеряли работу и попадающие под категорию «малообеспеченные», могут получить социальную помощь в размере 320 грн.
- для детей – 85% от прожиточного минимума;
- не трудоспособное население (пенсионеры и инвалиды) – 100 %.
Размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в 2017 году не может быть больше 75% уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.

Это что же у нас получается? Выходит, что малообеспеченные семьи, имеющие по закону право на социальную помощь, будут получать ее меньше гарантированного в Конституции прожиточного минимума??? Не кажется ли вам такой подход несколько странным? Но это еще не все странности, связанные с прожиточным минимумом.

Закон Украины «Про прожитковий мінімум» закладывает правовую основу для установления прожиточного минимума, его утверждения и учет при реализации государством конституционной гарантии граждан на достаточный жизненный уровень. Чтобы далее было всем понятно весь цинизм отношения власти к малообеспеченным гражданам Украины (а это – большая часть пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и безработных), определимся с самим понятием.

Что такое прожиточный минимум? Если по простому, то это деньги (в гривне), на которые может прожить гражданин Украины, без ущерба для своего здоровья. То есть, этих денег должно быть достаточно, чтобы купить набор пищевых продуктов и минимальный набор непродовольственных товаров, а еще минимальный набор услуг. Еще проще – денег у гражданина должно хватать на удовлетворения основных социальных и культурных потребностей.

Прожиточный минимум определяется не просто так, а специальным (нормативным) методом, отдельно для детей до 6 лет, детей от 6 до 18 лет, работоспособных граждан (которые уже не дети, но пенсионного возраста еще не достигли); для нетрудоспособных граждан (пенсионеры и инвалиды).

Прожиточный минимум для тех граждан, которые платят налоги по общеобязательному государственному социальному страхованию, плюсуется к сумме обязательных платежей.

 

Зачем нужен прожиточный минимум?

По закону должно быть так: Прожиточный минимум применяют для общей оценке жизни в Украине. Все государственные социальные программы должны разрабатываться с оглядкой на прожиточный минимум.

По прожиточному минимуму устанавливают размер минимальной заработной платы и минимальной пенсии по возрасту, определяют размер социальной помощи (помощи безработным, многодетным семьям, стипендии и т.д.).

С оглядкой на прожиточный минимум должны назначаться государственные социальные гарантии и стандарты в здравоохранении, социальном обслуживании, просвещении… Устанавливают необлагаемый минимум доходов граждан, формируют бюджет.

Для каждой области (региона) при разработке своих региональных социальных программ может утверждаться свой прожиточный минимум, но не ниже установленного для всей страны. И это логично, цены и тарифы у нас в каждой области разные.

 

Как формируется потребительская корзина?

По закону (статья 3) должно быть так: набор продуктов питания и непродовольственных товаров определяется в натуральных показателях. Услуги показывают в нормативных величинах потребления. Нормативы потребления пересматривают не реже одного раза в пять лет.

Набор пищевых продуктов формирует Минздрав Украины. При этом, специалисты этого министерства должны учитывать физиологические потребности человека, а также рекомендации всемирной организации охраны здоровья. Набор пищевых продуктов для детей должен обеспечивать полноценное развитие детского организма. Для детей от 6 до 18 лет должны учитывать дополнительное питание для активного социального и физического развития.  Для работающего населения должны учитывать восстановление и сохранение работоспособности (те, кто ее утратил). Для пенсионеров – полноценное функционирование организма.

Набор непродовольственных товаров формирует Министерство экономического развития. При формировании набора товаров используют нормативы обеспечения средствами гигиены, медикаментозными средствами, средствами защиты человека от воздействия окружающей среды, а также средствами для обустройства быта.  Формируя набор товаров, специалисты должны руководствоваться принципом – этот набор должен обеспечить сохранение здоровья человека, учесть особенности всех социальных групп, а также еще и культурно – бытовые потребности.

В набор услуг включают жилищно – коммунальные, транспортные, бытовые услуги, услуги связи, учреждений культуры, образования, здравоохранения и прочее. Все эти услуги должны удовлетворять минимальную потребность человека в жилье, в организации быта, в транспорте и т.д. Коммунальные услуги определяют исходя из социальной нормы и нормативов потребления этих услуг.

 

Прожиточный минимум устанавливает Кабинет Министров Украины после проведения научно – общественной экспертизы сформированного набора продуктов питания, набора непродовольственных товаров и услуг. 

Ежегодно прожиточный минимум утверждается Верховной Радой в законе «Про государственный бюджет».

Министерство социальной политики ежемесячно обязано проводить наблюдения за динамикой уровня жизни в стране, на основе статистических данных об уровне потребительских цен и рассчитывать фактический уровень прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения.

Расчеты ежемесячного фактического размера прожиточного минимума должны публиковать до 20 числа следующего месяца на своем сайте и в официальных изданиях.

Данные о фактическом размере прожиточного минимума с расчетами должны ежемесячно предоставлять Президенту, в Верховную Раду Украины, профсоюзам и кабинет Министров.

Тем, кто нарушит этот закон, должны понести ответственность – наверное, о служебной халатности???

 

Прожиточный минимум с 01.05.2017 по 30.11.2017 года у нас установлен в размере 1624,00 грн.

Выполняя требования статьи 5 Закона Украины «Про прожиточный минимум», Министерство социальной политики обязано давать широкой общественности сведения о фактическом размере прожиточного минимума. В августе 2017 г. фактический размер прожиточного минимума составлял 2953,74 грн. Если принять во внимание налоги – то 3388, 53 грн. в месяц на одного человека!!!

Если называть вещи своими именами, государство сознательно нарушает конституционные права человека и не обеспечивает своих граждан  достаточным уровнем жизни. Устанавливая прожиточный минимум в два раза меньше его фактического уровня, тем самым обрекают малообеспеченные семьи голодать в прямом смысле этот слова.

Фактический размер прожиточного минимума, рассчитанный специалистами Минсоцполитики, по утвержденной правительством методике, больше официального  на 1764,45 грн. или на 108,65%!!!

А теперь более детально, для каждой возрастной категории.

Дети в возрасте до 6 лет: официально утвержденный прожиточный минимум – 1426 грн.; фактический прожиточный минимум  в два раза больше - 2816,82 грн. Из этих 2816,82 грн. стоимость продуктов питания – 51,3 %; непродовольственные товары – 23,4%; стоимость набора услуг – 23,2 %.

Дети от 6 до 18 лет: официально утвержденный прожиточный минимум – 1777 грн.; фактический прожиточный минимум  – 3423,71 грн. Из них, стоимость продуктов питания – 56,7 %; непродовольственные товары – 20,3 %; стоимость набора услуг – 23,1 %.

Трудоспособные граждане: официально утвержденный прожиточный минимум – 1684 грн.; фактический прожиточный минимум  – 3057,78 грн., а с учетом обязательных налогов – 3 798,48 грн., т.е. в 2,25 раз больше официального. Из них, стоимость продуктов питания – 48,6 %; непродовольственные товары – 17,9 %; стоимость набора услуг – 33,4%.

Пенсионеры и инвалиды: официально утвержденный прожиточный минимум – 1312 грн.; фактический прожиточный минимум  – 2495,26 грн. Из них, стоимость продуктов питания – 46,8 %; непродовольственные товары – 17,6 %; стоимость набора услуг – 35,6%.

 

Если посмотреть архивные материалы Минсоцполитики (к сожалению, только с 2008 года), можно увидеть еще более интересную информацию о том, как украинские правительства относились к социальным гарантиям государства. Судите сами.

Президент В. Ющенко.

Ю. Тимошенко с 2008 года повышала прожиточный минимум пять раз: с 592 до 825 грн., т.е. на 39,4 %. Максимальное превышение фактического прожиточного минимума было в июле 2009 года на 33,38 %, минимальное – в январе 2008 г. на 5,23 %.

Президент В. Янукович.

Правительство возглавляет Н. Азаров. Повышение прожиточного минимума за пять лет 15 раз, с 825 грн. до 1176,10 грн., на 42,55 %. Превышение фактического прожиточного минимума: на 10,51 % (с 01.04.2010 по 30.06.2010). Постепенно разница эта снижается: январь 2012 г. – на 8,15%; апрель – 7,04%; сентябрь – 4,73%, октябрь – 3,07%. В 2013 г. разница между утвержденным и фактическим прожиточным минимумом 1,03 – 6,17 %.

  Президент П. Порошенко.

Правительство возглавляет А. Яценюк. Всего один раз повысил прожиточный минимум на 13,1%. При этом разница между официальным и фактическим прожиточным минимумом достигла рекордных 133,49 % (август 2015 г.). Повышение прожиточного минимума состоялось 1.09.2015 г. – 1330 грн., в то время, когда фактический прожиточным минимум был 2685,51 грн., в 2 раза больше!!!

Второе повышение уже при Гройсмане было 01.05.2016 г. на 5,19% (1399 грн.), в то время, когда фактический прожиточным минимум был 2823,16 грн., на 101,8 % больше. До ноября 2016 г. эта разница продолжает расти до 3039,55 грн. (на 117,27 %).

С 1 января 2016 г. прожиточный минимум повысили до 1554 грн. (на 11,1%), в то время, когда фактический был 2675,72 грн. (на 73,3% больше). В апреле 2017 г. фактический прожиточный минимум уже составлял 3280,4 грн., т.е. на 112,46% больше официального!

С 1 мая 2017 г. прожиточный минимум повысили до 1624 грн., а фактический в то время был -  3368,55 грн. (на 106,81% больше). В июне фактический прожиточный минимум был 3499,06 грн., в июле - 3483,29 грн., в августе - 3388,53 грн. Что будет зимой, когда надо будет оплатить еще и отопление, даже думать не хочется. Ужас!!!

 

Как видите, налицо нарушение главного конституционного принципа, касающееся большинства граждан Украины, и НИЧЕГО!!! Положение стремительно ухудшается и это ухудшение мы все видим все. Уже не замечать его просто нельзя. В этом месяце добавят пенсии, будем надеяться, что цены и тарифы не будут расти так стремительно. Будем надеяться, что за чертой бедности окажется не вся страна.

 

Минимальная потребительская корзина – это набор товаров, характеризующий типовой уровень годового или месячного потребления семьи или человека. В каждой стране потребительская корзина имеет свои, национальные особенности. Американская потребительская корзина насчитывает 300 продуктов и услуг, французская – 250, английская – 350, немецкая – 475. Украинская корзина – 297 наименований.

 

 

А теперь мнение по этому поводу эксперта.

Из доклада уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, раздел «Состояние соблюдения конституционных прав человека на социальную защиту».

2014 год. 

Искусственное снижение правительством прожиточного минимума, который является одним их важнейших показателей уровня жизни населения и определяет большинство показателей социального блока бюджета, дало возможность в 2014 году не показывать реальный уровень бедности в Украине. Это дает возможность показать Минсоцполитики снижение уровня бедности.
Реальный размер прожиточного минимума в Украине фактически более высокий, чем рассчитал Минсоцполитики, так как наборы продуктов питания, товаров и услуг не менялись более 14 лет. Кроме того, прожиточный минимум для работоспособных лиц не учитывает налог на доходы физических лиц.
Искусственное снижение официальной величины прожиточного минимума привело к тому, что он перестал быть базовым социальным стандартом для определения  достаточного уровня жизни граждан и применяется как «расчетный показатель» для сбалансирования бюджета. Такой подход нарушает конституционные права миллионов граждан Украины на достаточный уровень жизни и надлежащую социальную защиту.
Безусловно, на обеспечение социальной защиты влияет не только необъективно установленный размер социального стандарта, но и то, что долгое время он не пересматривался. Наряду с этим продолжается ошибочная практика использования при назначении социальных выплат самым бедным слоям населения неконституционного показателя - уровня обеспечения прожиточного минимума.

Уполномоченный по правам человека убежден в необходимости усовершенствования механизма назначения прожиточного минимума и повышение его размера, а также отмены применяемого сейчас для назначения социальной помощи показателя «уровень обеспеченности прожиточным минимумом», который не является государственным стандартом.

Размер пенсионных и социальных выплат в своем большинстве недостаточен для обеспечения достойного уровня жизни, гарантированного 48 статьей Конституции Украины; не может обеспечить за счет этих выплат потребление основных продуктов питания, жилье, одежду и прочих продуктов первой необходимости. А инвалидам их выплаты не покрывают расходов на лечение, что нарушает нормы статьи 28 Конвенции о правах инвалидов.

 

2015 год.

Низкие пенсии, социальная несправедливость при их начислении, неэффективная защита от бедности. Расследования Уполномоченного по правам человека подтверждает это: нарушение прав человека на достаточный жизненный уровень, социально – экономические права, закрепленные Конституцией,  и международными договорами:
- неэффективность системы пенсионного и социального обеспечения граждан Украины, по которой качество социальных услуг и мероприятия по социальной защите крайне низкое, а социальные потребности наиболее уязвимых категорий населения не удовлетворяются в достаточной степени;
- несовершенство законодательства, которое регулирует вопрос назначения и выплаты пенсий, социальных выплат, материального обеспечения, установления льгот социально незащищенным категориям населения;
- не обеспечение государством объективного определения базового стандарта "прожиточный минимум", который является одним из важных показателей, что характеризует уровень жизни населения и определяет большинство показателей социального блока бюджета;
В контексте отмеченных выше проблем основным является преодоление бедности. Обнищанию населения в 2015 году способствовали девальвация национальной валюты, инфляция, повышение цен на товары и услуги, что сопровождалось сокращением реальных доходов и ростом расходов населения.
Но официально Минсоцполитики Украины значительный рост уровня бедности в Украине не замечает (как и в 2014 году)!!!
Стр. 417 Доклада Уполномоченного по правам человека – 2015 год:
Возможность спрятать в 2015 году реальный уровень бедности в Украине дает возможность искусственно снизить Правительству размер прожиточного уровня, который является одним из основных показателей, характеризующий уровень жизни населения. Реальный размер прожиточного минимума в Украине намного выше, чем рассчитанный Минсоцполитики как фактический, так как набор продуктов, товаров и услуг, которые  используют при его начислении, не изменялись более 15 лет. Кроме того, прожиточный уровень для работающего населения не учитывает налог на доходы физических лиц.
Все тоже, что писалось в Докладе за 2014 год. Никакой реакции правительства!!!
2016 год. Граждане продолжают сигнализировать о нарушении их прав на социальную защиту и достаточный жизненный уровень. Маленькие пенсии, социальная несправедливость, недостаточный жизненный уровень. Но правительство и депутаты ВРУ про это ничего  не знают, доклады уполномоченного не читают. А Минсоцполитики (благодаря искусственному занижению размера минимального жизненного уровня) опять дают правительству неверные данные об уровне бедности в нашей стране.
Стр. 348 Порушення права людей на достатній життєвий рівень, інші соціально-економічні права, закріплені Конституцією України, міжнародними договорами, зумовлені, в першу чергу, незабезпеченням державою об’єктивного визначення базового стандарту "прожитковий мінімум", який є одним із важливих показників, що характеризує рівень життя населення та визначає більшість показників соціального блоку бюджету.
Соотношения размеров  фактического и утвержденного ЗУ «Про Державний бюджет України на 2015 - 2016 рік» прожиточного минимума:
Показатель
Январь-август в 2015 г.
Сентябрь в 2015 г.
Май 2016 г.
Декабрь 2016 г.
Официальный
Фактический
Официальный
Фактический
Официальный
Фактический
Официальный
Фактический
Прожиточный минимум







в среднем на одного человека в месяц
1176
1536
1330
2518
1399
2615
1544
2862
С учетом налога на доходы физических лиц





2823

3097
Для основных социальных и демографических групп:
- для детей до 6 лет
1032
1477
1167
2421
1228
2609
1355
2868
- для детей от 6 до 18 лет
1286
1877
1455
2925
1531
3144
1689
3428
- трудоспособное население
1218
1611
1378
2624
1450
2679
1600
2924
С учетом налога на доходы физических лиц





3037

3326
- лица, утратившие трудоспособность
949
1224
1074
2100
1130
2220
1247
2436
Официальный - за Законом України «Про Державний бюджет України на 2015 – 2016 рік»
Фактический, в ценах января (сентября….)
Как видите, официальный прожиточный минимум отличается от фактического в два раза!!!
Відтак, показник прожиткового мінімуму громадян не виконує функцію базового соціального стандарту для визначення достатнього рівня життя громадян, а застосовується виключно як розрахунковий показник для збалансування Державного бюджету України. Це порушує конституційні права мільйонів українських громадян на достатній життєвий рівень та належний соціальний захист.
Слід звернути увагу на штучне затягування розгляду внесених протягом 2016 року до Верховної Ради України законопроектів стосовно підвищення соціальних стандартів. Зокрема законопроекти № 3785 та № 3793, незважаючи на те, що стосувалися підвищення прожиткового мінімуму у 2016 році, у минулому році Верховною Радою України не були розглянуті, а на сьогодні вже втратили актуальність у зв’язку із закінченням бюджетного року.
Крім того, Урядом не вживаються заходи з метою скасування показника “рівень забезпечення прожиткового мінімуму (гарантований мінімум)”, що не є соціальним стандартом, а відтак неправомірно застосовується при визначенні права на отримання державної соціальної допомоги малозабезпеченим сім’ям та встановлення її розміру, а також права на звільнення від плати за харчування дитини у дошкільних закладах.
Решением № 826/6362/15 Окружного административного суда г. Киев от 17.09.2015 признано противоправным бездействия Кабинета Министров Украины в частности – бездеятельность для установления минимального прожиточного уровня.
Суд обязал КМУ:
 принять предусмотренные законодательством меры,  
провести научно-общественную экспертизу набора продуктов питания, непродовольственных товаров и набора услуг для установления прожиточного минимума в Украине,
провести пересмотр содержимого наборов непродовольственных товаров, продуктов питания и услуг для основных социально демографических групп населения и установить размер прожиточного минимума в Украине на 2015 год в порядке и на основании положений Закона Украины "О прожиточном минимуме".
По мнению Уполномоченного по правам человека, на данном этапе достаточным будет принять фактический размер прожиточного уровня! Но не хотят…
2016 год.Водночас, задекларувавши готовність до перегляду (удосконалення) механізмів формування мінімальних державних соціальних стандартів і гарантій, зокрема й прожиткового мінімуму, Уряд здійснив певні кроки у цьому напрямі.
Особливої гостроти проблема бідності набула серед непрацездатних осіб, представниками яких є громадяни, які отримують різні види пенсій, у т.ч. по інвалідності, соціальні державні допомоги. Розмір пенсійних та соціальних виплат, які отримують зазначені особи, в більшості випадків є недостатнім для забезпечення достатнього життєвого рівня, гарантованого статтею 48 Конституції України, зокрема для забезпечення за їх рахунок споживання основних продуктів харчування, житла, одягу та інших продуктів і послуг першої необхідності, а для осіб з інвалідністю – покриття додаткових витрат, пов’язаних з інвалідністю.
За даними Пенсійного фонду України, на обліку в органах Пенсійного фонду України станом на 1.01.2016 р. перебувало 12 296 502 пенсіонерів (без урахування даних АР Крим та м. Севастополя та районів Донецької і Луганської областей, тимчасово непідконтрольних українській владі), середній розмір призначеної пенсії (з цільовою грошовою допомогою) становив 1 669,51 грн. Станом на 1.01.2017 р. чисельність пенсіонерів зменшилась до 11 938 838 осіб, середній розмір пенсії яких становить 1 828,33 грн.
Водночас із загального числа пенсіонерів станом на 1.01.2017 р. пенсію, що є нижче прожиткового мінімуму для осіб, які втратили працездатність, отримували 983 168 осіб, у розмірі 949 грн (у розмірі прожиткового мінімуму на рівні грудня 2013 року) − 171927 осіб.
Однак пропозиції Уповноваженого залишились без належного реагування з посиланням на відсутність фінансових можливостей Державного бюджету України.

 


Ирина Нестеренко

Немає коментарів:

Дописати коментар