Давайте разберемся в терминологии. Что
такое централизованное водоснабжение? Ответ на этот вопрос можно найти в Законе
Украины «Про питну воду,
питне водопостачання та водовідведення». Раньше этот закон назывался так – ««Про питну воду та
питне водопостачання». 21.06.2017
года Верховная Рада
внесла изменения, но терминология касательно «централизованного
водоснабжения» осталась та же, что и в
более ранней редакции.
Водоснабжение бывает централизованное и
нецентрализованное. Тут должно быть все понятно. В статье 1 Закона Украины «Про
питну воду, питне водопостачання та водовідведення» дается определение
централизованному питьевому водоснабжению:
«централізоване питне водопостачання -
господарська діяльність із забезпечення споживачів
питною водою за допомогою
комплексу об'єктів, споруд, розподільних водопровідних мереж,
пов'язаних
єдиним технологічним процесом
виробництва та транспортування питної води»
Обращаю Ваше внимание – вся цепочка производства
(очистка, обеззараживание и т.д.) и поставка воды должна быть связана единым
технологическим процессом. Ключевое словосочетание – единый технологический
процесс. Кстати, это же относится и к централизованному водоотведению:
«система централізованого водовідведення - сукупність технічних засобів, включаючи мережі, споруди, устаткування (пристрої), для централізованого відведення та очищення стічних вод, що пов’язані єдиним технологічним процесом».
Тарифы на централизованное водоснабжение и водоотведение для предприятий, которые являются монополистами в этой сфере деятельности в определенном регионе (и которые внесены в реестр монополистов) утверждает Национальная комиссия по государственному регулированию в сферах энергетике и коммунальных услуг, коротко – НКРЕКП. В своем Постановлении за № 302 от 10.03.2016 году НКРЕКП утвердила «Порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение».
В пункте 1.3 «Порядка» дается значение термина «тариф на централизованное водоснабжение и водоотведение»:
тарифи на централізоване водопостачання
та водовідведення – вартість одиниці (1 куб. м ) централізованого водопостачання чи
водовідведення відповідної якості як грошовий вираз суми планованих економічно
обґрунтованих витрат та планованого прибутку.
А теперь давайте соединим два понятия – тариф и система централизованного водоснабжения (и водоотведения). Что у нас получается:
тариф на централизованное водоснабжение (и водоотведение) это стоимость 1 куб. м воды, которую с помощью комплекса объектов, сооружений и распределительных сетей, связанных единым технологическим процессом производства и транспортировки воды подали потребителю.
В нашем городе централизованное
водоснабжение осуществляют КП Днепроводоканал, Приднепровская ж/д (жилые
массивы Северный, Южный и т.д.), Приднепровская ТЭС. Это основные монополисты,
тариф для которых устанавливает НКРЕКП.
Зайдите на сайт КП Днепроводоканал и
посмотрите там раздел «Сведения о предприятии».
Общая информация: коммунальное предприятие «Днепроводоканал»
Днепропетровского городского сонета осуществляет услуги централизованного водоснабжения и водоотведения. Там же
можно найти информацию о подготовке питьевой воды, т.е. технологический
процесс, очень кратко. Вода из нашей речки Днепр станциями 1 подъема подается в
смесители, отстойники и фильтра. Пройдя весь цикл очистки, вода собирается в
резервуарах чистой воды, а потом станциями второго подъема по системе
трубопроводов транспортируется потребителям.
Всего КП Днепроводоканал имеет две насосно
фильтровальные станции: Кайдацкая насосно фильтровальная станция, расположенная
на правом берегу Днепра и Ломовская – на
левом берегу Днепра. Два водозабора, два комплекса очистных сооружений и два
комплекса транспортировки питьевой воды. Еще в некоторые районы города КП
подает воду от села Аулы, где имеется своя технологическая цепочка очистки
воды. Очистка сточных вод централизованного водоснабжения производится на трех
станциях аэрации (Центральная, Левобережная и Южная).
А теперь вопрос: можно ли считать технологические процессы очистки и подготовки воды на
Кайдацкой и Ломовской насосно – фильтровальных станциях единым технологическим
процессом? Аналогично – технологию очистки сточных вод на трех станциях
аэрации единым технологическим процессом? Можно, если все технологии подготовки
и транспортировки воды (или стоков) объединены едиными водопроводными или
канализационными сетями.
А теперь посмотрите на том же сайте КП
Днепроводоканал раздел «Действующие тарифы». Для потребителей многоквартирного
жилого фонда (население, бюджет и прочие) установлен единый тариф на
централизованное водоснабжение - 7,908
грн. за куб. м холодной воды и 5,424 грн. на куб. м централизованного
водоотведения. Общий размер тарифа – 13,332 грн. за куб. м.
То есть для всех своих абонентов
Днепроводоканал установил один тариф!
Приднепровская железная дорога для
своих потребителей на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения
тоже установила единый тариф. Постановлением № 1260 от 16.04.2015 г. НКРЕКП для
ГП «Приднепровской железной дороге»
установлен тариф на централизованное водоснабжение – 11,74 грн. за 1 м3 (без ПДВ) и водоотведение
7,95 грн. за 1 м3
(без ПДВ).
Государственное предприятие
«Приднепровская железная дорога» внесено в реестр субъектов природных монополий
под № 33, вид хозяйственной деятельности – централизованное водоснабжение и
водоотведение на территориях Автономной республики Крым, Запорожской,
Днепропетровской и Херсонской областей. Вы можете себе представить, что в
четырех областях централизованное водоснабжение или водоотведение объединено одной
технологической цепочкой подготовки и транспортировки воды? Это просто
технически невозможно.
Лицензионный реестр субъектов
хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в сфере централизованное
водоснабжение и водоотведение (состоянием на 01.06.2015 г.). Под № 8 - ДП
«Приднепровская железная дорога». Лицензия выдана на четыре структурных подразделения:
1. Отделенное структурное подразделение
"Криворожское строительное - монтажное эксплуатационное управление";
2. Отделенное структурное подразделение
"Запорожское строительное - монтажное эксплуатационное управление";
3. Отделенное структурное подразделение
"Строительное - монтажное эксплуатационное управление Нижнеднепровск -
Узел";
4. Отделенное структурное подразделение
"Симферопольское строительное - монтажное эксплуатационное
управление";
(лицензия АГ500001, выдана до
12.11.2015 г.)
Тариф утвержден для всех четырех структурных подразделений. Один для
всех!!!
Только одно Строительное - монтажное
эксплуатационное управление Нижнеднепровск – Узел имеет в своем составе 9
участков централизованного водоснабжения:
- участок водоснабжения Верхнеднепровск
(пгт Новониколаевка, ул. Привокзальная);
- участок водоснабжения Баглий (г.
Днепродзеринск, ул. Днепропетровская);
- участок водоснабжения Днепропетровск
(г. Днепропетровск, ул. Красногвардейская, 26 д);
- участок водоснабжения Нижнеднепровск
– Узел (г. Днепропетровск, ул. Илларионовская, 24 б)
- участок водоснабжения Илларионово
(п.г.т. Илларионово, ул. Интернациональная):
- участок водоснабжения Синельниково
(г. Синельниково, ул. Гоголя);
- участок водоснабжения Брагиневка
(п.г.т. Брагиневка, ул. Привокзальная)
- участок водоснабжения Чаплино (п.г.т.
Чаплино, пер. Футбольный).
Строительное - монтажное
эксплуатационное управление Нижнеднепровск – Узел берет воду для
централизованного водоснабжения из реки Днепр и реки Волчья (всего 8
водозаборов), из 25 скважин и городских водоканалов Днепропетровска,
Синельниково, Новомосковска, от КП «Аульский водовод», КП «Павлоградского
ВУВКГ» и т.д.
А теперь скажите мне, можно ли считать
законным тариф на централизованное водоснабжение (и водоотведение), который был
установлен для Приднепровской железной дороги?
Немного о том, как рассчитывается
тариф. Порядок формирования тарифов на услуги централизованной поставки
холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых систем) утвержден
Постановлением НКРЕКП № 303 от 04.04.2016 г.
Пункт 2.1. Тариф рассчитывается на
основании годовых планов оказания услуг, экономически
обоснованных плановых расходов, технико – экономических расчетов и смет, с
учетом налогов и цен на материальные ресурсы и услуги в плановом периоде, с
учетом потерь и расходов воды во внутридомовых системах.
Пункт 2.2. В годовых планах указывают
плановый объем реализации воды, с учетом объемов фактически потребленной воды
(показания домовых счетчиков).
Пункт 3.1. В состав производственной
себестоимости услуг централизованного водоснабжения и водоотведения включают:
- прямые материальные расходы. Это
электроэнергия для насосов и прочего электрического оборудования, которые
используют для подготовки и подачи воды. Это материальные ресурсы, используемые
в технологическом процессе – реагенты, фильтрующий материал и т.д.
- прямые расходы на оплату труда тем
работникам, которые непосредственно участвуют в производственном процессе.
Еще в себестоимость включают расходы на
управление, на содержание, эксплуатацию и ремонт, на охрану своих объектов и т.д.
На отопление, дезинфекцию, амортизацию и т.д.
Расходы определяют на основании анализа
расходов предыдущих лет!
Есть еще один документ по этой теме –
Порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение
(Постановление НКРЕКП № 302 от 10.03.2016 г.).
Пункт 2.1. Второй абзац – цены на
топливно - энергетические ресурсы, реагенты и услуги подкачки воды сторонними
организациями могут быть приняты для расчета тарифа с учетом прогнозной цены.
То есть вначале надо определить, какие именно и сколько этих топливно –
энергетических ресурсов используется в конкретной технологии.
Я не буду больше утомлять вас
сложностями расчетов тарифа. Скажу только одно – все эти расчеты надо делать на
конкретной технологической цепочке, для одного технологического процесса. Иначе
получается полнейший абсурд. И главное – смешав все в одну кучу, невозможно
проверить, правильно, а главное, экономически обоснованно посчитали тариф или
нет. Вот это для нас главное!
Мы, потребители, имеем право проверить,
сколько чего заложено в тариф. Сколько работающих и их заработные платы
фактически участвуют в технологическом процессе, а сколько их написали в
расчете. Сколько ремонтов заложено в тариф, а сколько фактически выполнено. Коммунальщики
все жалуются, что водопроводные и канализационные сети старые, а денег на
ремонты не хватает. А сколько денег на эти самые ремонты заложили в тариф и мы,
потребители уже оплатили, а сколько фактически использовали? Кто это проверяет?
Вы верите, что наш городской совет проверяет досконально работу горводоканала?
А кто проверяет работу Приднепровской
железной дороги (я имею ввиду по водоснабжению и водоотведению). Имеет ли право
городской совет проверить расходы, учтенные в тарифе на ремонт и эксплуатацию
сетей водопровода и канализации? Конечно же, нет! Я уверена, расчеты на тариф,
который подала в НКРЕКП Приднепровская железная дорога, проверить невозможно.
Иначе бы сейчас не возникла проблема передачи их сетей и объектов водоснабжения
на баланс горводоканала. Слишком плохое состояние этих объектов и слишком много
надо затратить средств на их восстановление.
А теперь самое главное. Если бы НКРЕКП
не нарушали бы законы, таких тарифов они бы утвердить не смогли. Если бы они
несли ответственность за свои действия (персональную, за каждую подпись), то мы
бы с вами не оказались бы в таком тупике. Такого коммунального беспредела, как
сейчас, не могло бы быть.
Бесконтрольность порождает
злоупотребления. А потребитель имеет только обязанности, не имея возможности
защитить свои права.
Для справки:
Замечания Главного научно – экспертного
управления Верховной Рады Украины к законопроекту «Про рынок природного газа»,
а именно к статье 4, где речь идет о НКРЕКП.
Юридическое управление неоднократно объявляло про особенности
правового статуса НКРЕКП, что противоречит статьи 6 Конституции Украины,
согласно которой государственная власть делится на - законодательную,
исполнительную и судебную. Перечень
государственных органов, которые формально не принадлежат ни к одной из
«ветвей» власти, содержатся в Конституции, и в этом перечне не предусмотрено
существование национальных комиссий по регулированию природных монополий. Так
считают специалисты юридического управления!!!
Из ежегодного доклада Уполномоченного
представителя Верховной Рады Украины по правам человека. 2016 год. Раздел 7
«Состояние соблюдения социально – экономических прав человека в Украине» (стр.
327).
7.4.
Стан забезпечення екологічних та житлово-комунальних
прав людини.
У 2016 році
моніторинг Уповноваженого з прав людини засвідчив системні проблеми й масові
порушення конституційного права людини на безпечне для життя й здоров’я
довкілля, гарантоване статтею 50 Конституції України.
Проблема
формування цін і тарифів у житлово-комунальній сфері (Стр. 413)
Існуюча практика формування цін
і тарифів у житлово-комунальній сфері продовжує порушувати права людини. З
кожним підвищенням цін і тарифів у житлово-комунальній сфері зазначена проблема
лише загострюється, а в суспільстві зростає невдоволення політикою Уряду у цій
сфері.
На жаль, доводиться констатувати, що й надалі порушуються принципи
державного регулювання цін/тарифів на житлово-комунальні послуги, закріплені у статті 30 Закону України “Про житлово-комунальні послуги”,
серед яких найбільш важливими є:
• доступність житлово-комунальних послуг для всіх
споживачів;
• відповідність оплати послуг їх наявності,
кількості та якості;
• відкритість, доступність та
прозорість структури цін/тарифів для суспільства;
•
відсутність адекватної відповідальності виконавців/виробників за недотримання
вимог стандартів, нормативів, норм, порядків та правил;
• гарантії соціального захисту населення при оплаті
за житлово-комунальні послуги та випередження зростання доходів населення над
зростанням цін/тарифів на житлово-комунальні послуги.
В сучасних умовах, коли
рівень бідності населення України постійно зростає, а в суспільстві відсутня
довіра до політики держави у сфері ціноутворення на житлово-комунальні послуги,
необхідно:
•
здійснити ретельну перевірку рішень про підвищення тарифів на житлово-комунальні
послуги та їх відповідності принципам, передбаченим статтею 30 Закону України
"Про житлово-комунальні послуги";
• створити прозорий та зрозумілий механізм
утворення тарифів на житлово-комунальні послуги, в яких кожна складова не
викликала б сумнівів;
•
забезпечити ефективний контроль
держави в особі Антимонопольного комітету України за діяльністю природних
монополій, які надають населенню житлово-комунальні послуги, з метою
унеможливлення зловживання своїм монопольним становищем;
•
удосконалити законодавство щодо функціонування ринку природного газу,
електричної та теплової енергії, що створить об’єктивні умови для зниження
тарифів та завоювання учасниками ринку (виробниками послуг) більшої частини
ринку;
•
визначити окремий орган у системі центральних органів виконавчої влади щодо
здійснення державного нагляду (контролю) за дотриманням учасниками
правовідносин у сфері надання та споживання житлово-комунальних послуг вимог
законодавства, нормативів, норм, стандартів, порядків й правил у сфері
житлово-комунального господарства та умов договорів про надання
житлово-комунальних послуг;
• вживати заходи щодо підвищення доходів
населення, які мають випереджати зростання цін й тарифів на житлово-комунальні
послуги.
Ирина Нестеренко
Немає коментарів:
Дописати коментар